Глава 1. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС»         

1.1. Структура системы «человек – технический прогресс»     

1.2. Дестабилизация воспроизводства человеческой жизни 
под воздействием деструктивного технического процесса

1.2.1. Дестабилизация гентильного воспроизводства 
человеческой жизни

1.2.2. Дестабилизация экзистенциалього 
воспроизводства человеческой жизни

1.2.3. Дестабилизация экологического воспроизводства
 человеческой жизни

1.2.4. Дестабилизация экономического воспроизводства
 человеческой жизни

1.2.5. Дестабилизация нравственных отношений 
людей друг к другу

1.2.6. Дестабилизация психического воспроизводства
 человеческой жизни

1.2.7. Дестабилизация социального воспроизводства 
человеческой жизни

1.2.8. Дестабилизация идеологического воспроизводства
 человеческой жизни

1.2.9. Дестабилизация политического воспроизводства
человеческой жизни

1.3. Естественно-математическое равенство и социально-диалектическое неравенство созидательных  и разрушительных 
сторон технического прогресса

Глава 2. КОНКУРЕНЦИЯ 

2.1. Онтологическая, натуральная и социальная природа 
конкуренции

2.2. Локализация конкуренции капитализмом и экономикой

2.3. Форма конкуренции

Глава 3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

3.1. Онтологическая основа эксплуатации

3.1.1. Эквивалентная эксплуатация

3.1.2. Субъект-объектное понимание эксплуатации

3.1.3. Единство опосредованной и непосредственной 
эксплуатации

3.1.4. Рационально-неэквивалентная эксплуатация

3.1.5. Иррационально-неэквивалентная эксплуатация

3.2. Естественная эксплуатация

3.2.1. Человек – природа доступная

3.2.2. Неэквивалентно-непаразитическая эксплуатация 
природы

3.2.3. Неэквивалентно-паразитическая эксплуатация 
природы

3.3. Социальная эксплуатация вообще

3.3.1. Эквивалентно-неэквивалентная эксплуатация 
в системе «человек – общество»

3.3.2. Паразитическая социальная эксплуатация

3.4. Экзистенциальная паразитическая эксплуатация

3.4.1. Непосредственная экзистенциальная 
паразитическая эксплуатация

3.4.2. Опосредованная экзистенциальная паразитическая
эксплуатация

3.4.3. Форма опосредованной экзистенциальной 
паразитической эксплуатации

3.4.4. Соотношение экзистенциальной и экономической 
эксплуатации

Глава 4. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ – ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

4.1. Два великих открытия марксизма

4.2. Диалектическая взаимосвязь двух великих открытий марксизма

4.3. Анализ понятий «материалистическое понимание истории 
и «исторический материализм»

4.4. Материалистическое понимание истории. Логическая структура

4.5. Логическая структура материалистического понимания 
истории, изложенная Марксом в «Немецкой идеологии»

4.6. «Четвёртая сторона» материального воспроизводства 
человеческой жизни

4.7. Материалистическое понимание истории и религия

4.8. Иная интерпретация Маркса материалистического 
понимания истории

4.9. Научность и тенденциозность Маркса

4.9.1. Социологизация философии. Сведение МИРа 
к обществу

4.9.2. Социологизация диалектики

4.9.3. Сведение общества к материальному 
воспроизводству – базису

4.9.4. Сведение материального воспроизводства
 человеческой жизни (базиса) к экономике

4.9.5. Сведение экономики к сфере материального 
производства

4.9.6. Сведение материального производства 
к промышленности

4.9.7. Сведение промышленности к производству 
средств производства

4.9.8. Сведение «Капитала» к I тому

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО. ЕСТЕСТВЕННАЯ СТОРОНА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 

5.1. Человек и природа

5.2. Собирательство и производство 

5.2.1. Собирательство

5.2.2. Производство

5.3. Труд – целесообразная деятельность человека 

5.4. Предмет труда

5.5. Средства – орудия труда

5.5.1. Антропогенный характер орудий труда

5.5.2. Человек как средство труда

Глава 6. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

6.1. Натуральное хозяйство I

6.2. Простое товарное производство I 

6.3. Производственное отношение I

6.4. Натуральное хозяйство II 

6.5. Общественный характер производства I 

6.6. Частная собственность I 

6.7. Производство – обмен

6.8. Общественный характер производства II 

6.9. Природа необходимого и прибавочного продукта 

6.9.1. Исторические судьбы необходимого и прибавочного 
продукта

6.9.2. Формы существования необходимого и прибавочного 
продукта

6.9.3. Изменение направления движения прибавочного 
продукта при капитализме

Глава 7. НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

7.1. Структура системы «наука – производство»

7.1.1. Раздвоение науки

7.1.2.. Раздвоение производства

7.2. Рассмотрение научной стороны в системе «наука – 
производство» в соответствии с простыми моментами процесса 
труда

7.3. Анализ общественного производства, промышленности, 
структуры отраслей, отдельной корпорации, товара по логике 
системы «наука – производство»

Заключение

 



  

В.И.Березовский "Материалистическое

понимание истории и технический прогресс"

 

Глава 2


КОНКУРЕНЦИЯ

2.1. Онтологическая, натуральная и социальная природа конкуренции

Конкуренция как самостоятельный объект исследования имеет в себе структуру и определённости. Генетически, исходя из Марксова принципа единства естественного и общественного, конкуренция должна рассматриваться онтологически, натурально и социально. Предикативно-аксеологическая конкуренция должна рассматриваться как конструктивная и деструктивная.

Онтологически конкуренция исследуется на основе марксистской концепции диалектико-материалистического монизма: всё построено из одного, но по-разному. В той мере, в какой всё построено из одного – всё имеет общую основу и все вещи тождественны. Это предполагает их гармонию, соразмерность и равномерность движения и развития. В той мере, в какой всё построено по-разному, у всех вещей есть своя основа и все вещи нетождественны. Это предполагает их дисгармонию, несоразмерность, неравномерность движения и развития. Всё стремится к самосохранению и самоутверждению через взаимодействие, исходя из общей основы, с другим и через противопоставление, исходя из различия в строении, с другим. Если всё стремится к самосохранению и самоутверждению через другого и различие вещей есть их неотъемлемая черта, значит, конкуренция лежит в природе вещей и вещи вне конкуренции существовать не могут. Различие вещей неустранимо. Неустранима и конкуренция. Если бы в природе вещей не существовало конкуренции как борьбы за самосохранение и самоутверждение, откуда бы она могла взяться на социальном уровне? Конкуренция вытекает из объективного различия и взаимодействия вещей, людей, народов. Другими словами, взаимодействие и противопоставление вещей в природе исторически становится конкуренцией на социальном уровне. Социальная конкуренция есть лишь развитая форма отношений вообще.

В той мере, в какой возможно генетически-прогрессивное развитие взаимодействия и противопоставления различных вещей до социальной конкуренции, в той же мере возможно генетически-регрессивное низведение конкуренции до взаимодействия и противопоставления различных вещей, или проекция конкуренции на низшие, по сравнению с социальным, уровни организации материи. То, что сказывается о низшем уровне, сказывается и о высшем. Высший уровень есть превращённая форма низшего. Таким образом, конкуренция на социальном уровне есть лишь превращённая форма всеобщего взаимодействия и противопоставления вещей. Поскольку неустранимыми являются взаимодействия и противопоставления вещей, постольку абсолютно неустранимой является конкуренция вообще и социальная в частности. Чтобы исчезла конкуренция, необходимо лишить вещи, людей, нации их различий. Для этого нужно всё отождествить, всё идентифицировать, унифицировать, всё и всех стандартизировать, всё и вся обобщить, огосударствить и тогда наступит состояние абсолютного покоя-застоя. Вот оно замятинское «МЫ». Но это противоречит природе вещей, природе людей и логике мира. Это противоречит марксистской концепции диалектико-материалистического монизма, в которой кроме монизма признаётся различие – диалектика.

Натурально конкуренция соотносится с естественным отбором – формой существования и развития органического мира, как наиболее развитой формой существования и развития естественного мира. Соотношение естественного отбора и конкуренции вызывало и вызывает споры и противоречивые суждения.

Естественный отбор есть стихийно-созидательная конкуренция особей и видов. Стихийная – так как эта борьба не регламентируется ничем, кроме силы. Созидательная – так как в этой борьбе выживают полноценные особи и виды. Выживаемость в меняющихся и изменяемых условиях направленно меняющихся особей и видов составляет эволюцию – развёртывание – развитие от простого к сложному, от однообразного к многообразному на основе онтологически-генетического кода.

Естественный отбор двойственен. Во-первых, у вида отбираются неполноценные особи и остаются для его воспроизводства полноценные. Во-вторых, отбираются для воспроизводства виды полноценные и за пределами вида остаются неполноценные. Отбором можно считать то, что остаётся внутри вида, и то, что уходит за его пределы. Взгляд должен быть на вид и с вида, относительным и абсолютным.

Погибающие неполноценные особи – плата за сохранение вида. Понятие «неполноценные» релятивно; неполноценные не вообще, а только с точки зрения воспроизводства вида. Для природы неполноценного нет, для неё все равны. Вид принуждается и принуждён конкурирующими видами отдавать неполноценные особи. Это внешнее принуждение становится внутренним организующим принципом. Развитие – эволюция вида – есть условие его сохранения. Развитие – не цель вида, а средство его сохранения. Оно и результат изменения вида как ответ на «конкурентный вызов» других видов – внешних условий и необратимости изменений от простого к сложному. «Отдача» неполноценных особей может быть представлена средством существования для полноценных особей. «Взятие» с вида и «отдача» видом неполноценных особей можно сравнить с обменной частицей в субатомном мире.

Естественный отбор в условиях взаимного внешнего давления – конкуренции видов и особей имеет стихийно-направленные и объективно-направляемые основы. Если в целом естественный отбор направлен, то в каждом частном случае он имеет элемент ненаправленности из-за стихийной формы, в которой он протекает. Это находит своё отражение и выражение в издержках естественного отбора, когда, с одной стороны, могут оставаться, частично, неполноценные особи и приноситься в жертву полноценные. Здесь есть своя логика, так как речь идёт о стихийно-конструктивной или стихийно-направленной конкуренции видов и особей или стихийном элементе этой конструкции. Однако конструктивный, направленный элемент, несмотря на издержки стихийности, в конечном счёте, пробивает себе дорогу и обеспечивает сохранение вида, эволюцию органического мира и возникновение человека, разум которого есть высшая форма, но только форма, естественной конструктивности и направленности, ставшей целенаправленностью и целесообразностью. Перспективная цель человека ретроспективна эволюции существа или разум человека есть закреплённая эволюция существа.

Социально конкуренция есть всеобщая форма отношений между людьми во всех сферах общественного воспроизводства человеческой жизни: гентильной, экзистенциальной, экологической, экономической, нравственной, психической, социальной, идеологической, политической. Люди не только едины, но и различны, имеют не только общую основу, что находит отражение и выражение в марксовом понятии «родовой человек», но и имеется своя основа у каждого человека. Различие людей возрастное, половое, расовое, национальное, племенное, родовое, этническое, сословное, классовое, культурное, интеллектуальное, идеологическое, моральное, политическое, этическое, профессиональное и т. д. и т. п. Эти объективные различия порождают конкурентные отношения и они не зависят от социально-экономической формы, которая определяет лишь характер этих конкурентных отношений, но не порождает и не устраняет их.

2.2. Локализация конкуренции капитализмом и экономикой

Теоретическое и политическое ограничение – локализация конкуренции только капитализмом, только одной экономической сферой воспроизводства человеческой жизни и только одной антагонистически-деструктивной формой имела свои конкретно-исторические причины. Конкуренция как научная категория общественной жизни возникла в условиях капитализма. Произошла идентификация антагонистически-разрушительной конкуренции – одной из возможных форм, с конкуренцией вообще, а конкуренции вообще – с капитализмом. Установилось и устоялось жёсткое клише: «Капитализм предполагает конкуренцию, конкуренция предполагает капитализм». Конкуренция может быть только антагонистической. Это клише превратилось в теоретическую парадигму и воспринималось и воспринимается как аксиома. Историческое же отрицание капитализма стало отрицанием конкуренции вообще. В эту же сторону толкала манихейски-телеологическая вера в абстрактно-абсолютное разрешение всех противоречий при коммунизме, что нанесло ему немалый теоретический и практический ущерб. Политически «конкурентная» острота отрицания капитализма создала теоретическую и практическую предпосылку для политически «конкурентного» отрицания конкуренции при социализме. Но это уже дело политических эмоций, а не логики вещей и разума человека. «Изъятие» конкуренции из социальной практики при социализме, из-за её одной антагонистически-деструктивной формы, лишило общество внутренней движущей силы, силы самодвижения и саморазвития. Оно оказалось в застое. Устранять надо не конкуренцию вообще, а её антагонистически-деструктивную форму. «Изъять», «устранить», «выбросить» конкуренцию можно только субъективно, ибо она неустранима объективно. «Изъятие» конкуренции из социализма явление политически искусственное, и оно противоречит природе вещей. Можно объявить, что конкуренции нет и руководствоваться этим положением в политической и хозяйственной практике, но это вовсе не значит, что её не будет. Спекулятивная подмена конкуренции соревнованием, соревновательностью есть не что иное, как самообман. Вещи надо называть своими именами.

Конкуренция есть всеобщий принцип организации и управления всеми сферами общественного воспроизводства человеческой жизни, в том числе и экономической, и вытекает из ленинской концепции самодвижения и саморазвития всего сущего. Нельзя выбрасывать конкуренцию из-за её одной антагонистически-деструктивной формы, ибо у неё есть другие формы: деструктивно-конструктивная, стихийно-конструктивная и рационально-конструктивная.

2.3. Форма конкуренции

Вопрос, таким образом, не в том, есть или нет конкуренция в общественном воспроизводстве человеческой жизни, а в том, какова её природа и формы.

Предикативно-аксеологически конкуренция может быть конструктивной и деструктивной, рациональной и стихийной, неантагонистической и антагонистической.

Конструктивная конкуренция может быть рационально-конструктивной и стихийно-конструктивной.

Деструктивная конкуренция может быть антагонистически-деструктивной и деструктивно-конструктивной.

В соответствии с диалектикой – противопоставлением, дополнением и взаимопроникновением противоположностей в любом противоречии – конкуренция может быть мнемонически представлена следующим образом:

 

 

 

 

1. Рационально-конструктивная конкуренция в общественном воспроизводстве человеческой жизни основывается на направленности развития всего сущего. На уровне человека направленность развития всего сущего становится целесообразной избирательностью по воспроизводству своей жизни и является функцией сознания. Общественная форма воспроизводства человеческой жизни делает онтологическую направленность осознанной целенаправленностью общественных процессов, внутри которых происходит свободная игра сил, придающая высокий динамизм личности, сословиям, классам, государствам, человечеству. Рационально-конструктивная конкуренция предполагает наличие направляющих пределов, рамок, границ, внутри которых осуществляется проявление свободы, самостоятельности, способностей, воли, энергии человека. Рационально-конструктивная конкуренция устанавливает тонкое диалектическое равновесие между свободой и принуждением, волей и необходимостью, свободной игрой сил и ограничительной направленностью. Это равновесие не бывает раз и навсегда заданным, априорно установленным и неподверженным пересмотру. В каждом месте, в каждый момент и для каждого человека оно своё. Общей регламентирующей установкой, нормой, константой для человека во все времена является воспроизводство его жизни, но осуществляется оно на основе самодвижения, саморазвития, самовоспроизводства, по-разному в каждый исторический период и момент, для каждого народа и личности.

Рамки рационально-конструктивной конкуренции строго определены, удержаться в них трудно, можно легко скатиться либо к государственно-бюрократической регламентации, либо к анархии, но это уже дело политической практики, а не объективной природы предмета. Вопрос не только и не столько в теоретической констатации соотношения управляемости и самовоспроизводства, вмешательства и невмешательства, ограничительных рамок и свободной игры сил, но в искусстве практического, рационального выбора их соотношения в конструктивной социальной практике: в экономике, научно-техническом прогрессе, во всех сферах воспроизводства человеческой жизни.

2. Стихийно-конструктивная конкуренция реализуется методом проб и ошибок, эвристически, индуктивно и несёт в себе большие идеологические, моральные, политические и экономические издержки.

Если рационально-конструктивная конкуренция предполагает, что свободная игра сил находится внутри априорной рациональности, которая объемлет и направляет стихию, устанавливая с ней тонкое диалектически-априорное равновесие, то стихийно-конструктивная конкуренция предполагает, что свободная игра сил находится во вне рациональности, которая устанавливается апостериорно, выявляется на основе опыта и интуитивно трансформируется на перспективу. Интуиция основывается на симметрии осознанного прошлого и предполагаемого будущего. Опыт многотысячелетней социальной практики должен быть обобщен. Его с лихвой хватит, чтобы выявить рациональное основание – основу бытия и развития общества составляет воспроизводство человеческой жизни, которое, трансформируемое на перспективу, должно стать осознанным Законом – пределами, в которых должна протекать бесконечно многообразная, максимально пластичная, релятивно-плюралистичная, позитивистско-скептическая практика каждого момента человечества, нации, личности. Не следует каждой нации, личности накапливать свой национально-личный опыт методом проб и ошибок, чтобы прийти к этому простому, ясному марксистскому положению, которым заканчивается предыдущая стихийно-конструктивная, эвристически-индуктивная история и начинается (или должна начаться) рационально-конструктивная, логически-дедуктивная история. «В начале было Дело», – говорит Гёте. Верно. Но этого стихийно-конструктивного Дела было уже достаточно в Истории, чтобы из него можно было вывести, абстрагировать рационально-конструктивное Слово и руководствоваться им в повседневной практике во всех сферах воспроизводства человеческой жизни.

Стихийно-конструктивная конкуренция всегда будет иметь место, важно, будет ли она доминирующей. Исторически её рациональность устанавливается через постоянно увеличивающуюся амплитуду колебаний стихийности со всё возрастающими издержками растущего населения и накапливаемого овеществлённого, на основе технического прогресса, труда.

Двухтысячелетняя амплитуда поиска рациональных основ мироустройства от Аристотеля до сегодняшнего «скандала в философии», между которыми религия искусственно сводила концы с концами, двухсотлетнее саморастерзание Европы и порождение американского технологического примитивизма семидесятитрехлетняя амплитуда России должны насторожить и заставить думать, что эти «зигзаги» – слишком дорогая плата за сохранение жизни и что она становится всё большей и большей. Исторические издержки воспроизводства человеческой жизни растут в «геометрической» прогрессии из-за отсутствия у нас рациональных основ мира и человека. Чтобы решить эту проблему, начать следует с онтологии.

Подобно тому, как закон стоимости прокладывает себе дорогу внутри стихийного колебания цен, так внутренняя конструктивная закономерность прокладывает себе путь в стихии социальной жизни. Со временем такой способ поддерживания равновесия становится малоэффективным, особенно в условиях бурного технического прогресса.

Соотношение между стихийно-конструктивной и рационально-конструктивной конкуренцией может быть представлено как соотношение движения и развития.

3. Деструктивно-конструктивная конкуренция связана с борьбой нарождающегося нового с отживающим старым, борьбой первых прогрессивных сил с реакционными, новых технологических (экономических), политических, социальных структур со старыми. В этом случае необходимо разрушение старого, чтобы родилось новое. Созидание невозможно без разрушения. При конкурентном столкновении интересов лиц, классов, наций рушатся национальные представления, идеологические догмы, теоретические установки и вырабатываются новые положения, адекватно изменившимся условиям.

Процесс разрушения и созидания может протекать двояким путём: либо сначала разрушение, и только потом созидание, либо одновременное разрушение старого и созидание нового. Одновременность разрушения и созидания, в свою очередь, может протекать либо одновременно, либо постоянно, либо в их комбинации. Для воспроизводства человеческой жизни идеальным вариантом было бы постоянное обновление общества, как это отработала природа со сменой поколений людей и клеток в организме, постоянный процесс и разрушения и созидания. Хуже единовременное разрушение и созидание, и ещё хуже – сначала разрушение и только потом созидание.

Конкурентная борьба всегда связана с издержками, потерями, разрушением. В рассматриваемой форме конкуренции предполагается превалирование разрушения над созиданием. Крайняя революционность и крайний консерватизм переходят друг в друга. Революционное, разрушительное преобразование абсолютно не застраховано от консервативно-возвратной регрессии. Революционное разрушение лишь потенциально созидательное. Оно может и не быть реализовано. Есть определённый род людей, которые по природе своей больше склонны к разрушению. Если учесть, что разрушение есть условие созидания, то разрушительный элемент присутствует в природе и обществе как их неотъемлемое свойство. В каждом человеке разрушение присутствует как его свойство, которое при определённых условиях может или не может проявиться, проявиться в той или иной форме и той или иной степени. Таким образом, социальные условия могут развивать и проявлять либо созидательное, либо разрушительное, либо с приоритетом той или другой стороны.

Деструктивно-конструктивная конкуренция есть та форма, в которой протекает современный процесс глобального воспроизводства человеческой жизни. Эта форма самая опасная, ибо она предоставляет возможность спекулировать созидательным элементом и выдавать его как превалирующий.

4. Антагонистически-деструктивная конкуренция характеризуется абсолютной непримиримостью сторон или контрагентов. Разрешением непримиримости является, как правило, или единовременная гибель обеих сторон, либо деградация победившей. В конечном счёте, обе стороны гибнут.

Так современный разрушительный антагонизм человека и природы приводит к гибели природы в пределах доступности и гибели самого человека. Социальные антагонизмы сословий, классов, лиц приводят к деградации и дегуманизации. Антагонизм паразита и организма приводит к гибели организма и паразита и т. д.

Антагонистически-разрушительная конкуренция и есть та конкуренция, которую имеет в виду Маркс, анализируя капиталистическое производство или то, что он имеет в виду под конкуренцией вообще. Этот вид конкуренции заслонил другие формы. Отрицание этого вида конкуренции привело к отрицанию конкуренции вообще.

Общественная жизнь, имея единые абсолютные основы в виде воспроизводства человеческой жизни, в своём конкретном проявлении многообразна и релятивна. В ней сосуществуют одновременно все рассмотренные формы конкурентной борьбы: рационально-конструктивная, стихийно-конструктивная, деструктивно-конструктивная и антагонистически-деструктивная и всевозможные формы взаимного проникновения. Вопрос поэтому не в том, чтобы уничтожить всё и оставить только рационально-конструктивную форму, а в том, чтобы сделать её определяющей и направляющей. Не уничтожать все другие, а подчинить их одной. Уничтожить их просто нельзя, даже антагонистическую. Каждое общество в каждый момент может иметь определяющей какую-либо одну из этих форм. Так в период расцвета общества господствующей является рационально-конструктивная конкуренция свободного проявления возможностей человека в честной и открытой борьбе. В период упадка общества, когда уже никто не опирается и не надеется ни на себя, ни на другого, господствующей становится антагонистически-деструктивная конкуренция. Идёт борьба всех со всеми по всем сферам общественного воспроизводства. Принижается роль интеллекта и отбрасывается сдерживающая мораль. Общество деинтеллектуализуется и деморализуется. В условиях относительно устойчивого состояния общества может господствовать, но не быть единственной, стихийно-конструктивная конкуренция, которая, хотя и с большими издержками, но связывает общество воедино. Идёт процесс очень медленного разрушения, перерастающего в антагонистически-деструктивную конкуренцию.

В момент революционного преобразования общества действует деструктивно-конструктивная конкуренция. Идёт мучительный процесс реанимации общественного организма.

Таким образом, все формы конкуренции действуют одновременно, но в разной пропорции и с различной приоритетностью. Задача политического и хозяйственного управления состоит не в отрицании конкуренции вообще, а в выборе соответствующей формы для каждого момента и каждой сферы как приоритетной, обеспечивающей наиболее эффективное воспроизводство человеческой жизни. Отрицание конкуренции всегда связано с монополией. Организующая и дисциплинирующая роль конкуренции недооценивается.

Функционально конкуренция имеет свои формы в зависимости от вида деятельности и сферы общественного воспроизводства человеческой жизни. Она имеет место в гентильном, экзистенциальном, экологическом, экономическом, психическом, социальном, идеологическом, политическом воспроизводстве человеческой жизни. Внутри каждого из этих воспроизводств существует многообразие рассмотренных видов конкуренции. Так, в экономическом воспроизводстве человеческой жизни конкуренция существует как в самом производстве, так и в обращении: производственная конкуренция, торговая и конкуренция приложения денежного капитала. Конкуренция может быть ценовой и качественной. В условиях технического прогресса особую роль приобретает конкуренция научно-технических лабораторий предприятий и корпораций. Так как существуют отдельные капиталы в пределах отрасли и капиталы отраслей в пределах национальной экономики, то существует конкуренция внутриотраслевая и межотраслевая. Так как существуют национальные экономики и национальные капиталы в пределах мировой экономики и мирового капитала, то существует конкуренция национальных экономик и национальных капиталов за распределение и перераспределение глобальной прибавочной стоимости.

В условиях государственно-монополистического капитализма, в пределах национальной экономики, возникает регулирующе-ограничивающая функция государства. Конкурентная борьба становится направленной и приобретает, в определённой мере, рационально-созидательные черты. В пределах же глобального хозяйства, которое не имеет единого регулирующе-ограничивающего направляющего центра, конкуренция носит стихийно-конструктивный характер, со всеми социально-экономическими и экологическими издержками и вытекающими последствиями для воспроизводства человеческой жизни. Конкуренция – это интересы людей. Несовместимость интересов людей делает несовместимым человека с природой. Сложная структура общественного организма предполагает сложную структуру соответствующих социальных групп и их интересов, соответственно, структуру конкуренции. Конкуренция – это всеобщая форма отношений между людьми и она вездесуща. Итак, конкуренция внутри себя имеет свою систему определений, другими словами, она и едина и многообразна. Едина как всеобщая форма отношений между людьми и своим основанием лежит в фундаменте материи. Она едина и для естественного и общественного мира. Маркс рассматривал только одну из форм, ту, которая была и остаётся определяющей. Для анализа последствий технического прогресса важно сделать вывод, что господствующей формой конкуренции современного мира является деструктивно-конструктивная конкуренция с приоритетом деструкции. Соответственно, следует рассмотреть и эксплуатацию.

 Далее: Эксплуатация