Е.С.Кузьмин «Система «Человек и Мир»

 

Раздел 5

СИСТЕМА ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Телеология – наука о целесообразной, созидательной деятельности человека, продуктом которой является творение, в том числе и человек как личность. Личность человекавысший продукт творениясозидательной, практической деятельности людей.

Творение – антропогенный род сущего, составляющий особый ноологический мирноосферу, специфическую область мира действительного.

Как специфический род сущего творение имеет свою определенность в себе и может быть рассмотрено в соответствии с онтологическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования. Начнем рассмотрение совокупности категорий, определяющих творение как предмет исследования, с его телеологической определенности первого порядка, которая является аналогом онтологической определенности первого порядка.

Глава 1
ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ПЕРВОГО ПОРЯДКА

В соответствии с законом двойного раздвоения творение, как и любое другое сущее, мы рассмотрим в двух диалектически противоположных аспектах: конкретном в соответствии с принципом единства и многообразия как сциентическую определенность и абстрактном в соответствии с принципом отдельного и общего как политическую определенность.

1. Сциентическая определенность

В понятии «сциентическая определенность» отражается и выражается целеполагающая творческая созидательная деятельность человека, продуктом которой является творение. Творение есть нечто материальное, преобразованное в соответствии с идеальными представлениями человека, или нечто идеальное, воплощенное в материю.

Сциентическая определенность творения, как и конкретная определенность сущего, имеет свою имманентнуюлогическую структуру и относительную самостоятельность в себе. Любое творение это, прежде всего, сапиентная определенность творения как наличного нечто, затем эстетическая определенность, отвечающая или не отвечающая законам красоты, и, наконец, гармоническая определенность, отвечающая или не отвечающая закону соразмерностипорядка. В соответствии с законом двойного раздвоения каждая их этих определенностей также является диалектически двойственной: имеются сапиентная, эстетическая и гармоническая определенности первого и второго порядков.

Сапиентная определенность первого порядка

В понятии «сапиентная определенность» детерминируется рациональная значимость творения, его соответствие или несоответствие законам разума, красоты и порядка. В соответствии с принципом единства и многообразия любое творение едино в своей красоте и многообразно в своем порядке. Так, шедевры искусства сохраняют свою непреходящую красоту при любом социальном порядке. Категории «красота» и «порядок» отражают и выражают в творении то, что противолежит в нем как тезис и антитезис в синтезисе. Они являются аналогами онтологических категорий «предмет» и «вещь».

Категория «красота» отражает и выражает внутреннюю и внешнюю, качественную и количественную гармонию составных частей и форм творения как предмета в его целостности.

Категория «порядок» отражает и выражает гармонию отношений между творениями, в том числе и между людьми как личностями, членами общества.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «творение» с диадой его ближайших предикатов «красотапорядок» моделируется в триаде сапиентной определенности первого порядка:

ТВОРЕНИЕ=

Порядок

Красота

Предикаты творения: красота и порядок также имеют свои определения в себе и могут быть рассмотрены в соответствии с принципом единства и многообразия как эстетическая и гармоническая определенности первого и второго порядков.

Эстетическая определенность первого порядка

В понятии «эстетическая определенность» детерминируется красота – гармоническая соразмерность форм материи: естественных предметов и искусственных творений. Красота естественных предметов формируется по всеобщим законам симметрии, а в органическом мире еще и по законам борьбы за существование. Красота искусственных творений также имеет свои специфические законы и определения в себе. Ближайшими определениями красоты творений, отвечающими принципу единства и многообразия, являются творчество и искусство.

Категория «творчество» отражает и выражает созидательную деятельность человека, направленно и рационально воспроизводящую и преобразующую природный и социальный мир в соответствии с интересами, целями и потребностями человека и человечества по законам логики вещейобъективным законам действительности. Человеческое сознание, указывает Ленин, «не только отражает объективный мир, но и творит его».

Категория «искусство» отражает и выражает уровень развития и степень совершенства воспроизводящей, преобразующей и созидательной деятельности человека.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «красота» с диадой ее ближайших определений «творчество-искусство» моделируется в триаде эстетической определенности первого порядка:

КРАСОТА=

Искусство

Творчество

Категория «порядок» также может быть рассмотрена в соответствии с принципом единства и многообразия как гармоническая определенность.

Гармоническая определенность первого порядка

В понятии «гармоническая определенность» детерминируется порядоксоразмерность отношений между людьми, людьми и вещами.

Категория «порядок» также имеет в себе свои определения: собственность и сосуществование.

Категория «собственность» отражает и выражает отношения людей к средствам производства и средствам существования. Собственность, как известно, может быть различной: частной и общественной, в зависимости от этого различаются отношения между людьми, людьми и вещами.

Категория «сосуществование» отражает и выражает отношения людей друг к другу в процессе воспроизводства своей жизнипроизводственные отношения между людьми.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «порядок» с диадой его ближайших определений «собственностьсосуществование» моделируется в триаде гармонической определенности первого порядка:

ПОРЯДОК=

Сосуществование

Собственность

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада гармонической определенности первого порядка, отвечающая принципу единства и многообразия, является предельной в гармонической определенности порядка.

Категории «красота» и «порядок», как ближайшие определения творения, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: творчество и искусство, собственность и сосуществование. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду сциентической определенности.

Гептада сциентической определенности

В силу того, что триады сапиентной, эстетической и гармонической определенностей первого порядка находятся в закономерной координационно-субординационной взаимосвязи между собой, отвечающей закону двойного раздвоения и гексаметрическому алгоритму детерминации, – они подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде сциентической определенности:

ТВОРЕНИЕ

Красота

Порядок

Творчество

Искусство

Собственность

Сосуществование

 

Гептада сциентической определенности творения, как и гептада конкретной определенности сущего, является закономерным результатом диалектического анализа-синтеза исходного подлежащего «творение» в соответствии с принципом единства и многообразия и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Она дает предельно краткоекатегориально-диалектическоеопределение творения, отвечающее указанным принципу и алгоритму. Показывает диалектическую симметриюкоординационно-субординационную взаимосвязь категорий, выражающих сциентическую определенность творения, ее логическую завершенность, относительную самостоятельность и единораздельность в себе. Вскрывает новые связи и отношения между определениями творения: творчество и собственность, искусство и сосуществование.

Рассмотрев творение как предмет исследования в соответствии с принципом единства и многообразия в его конкретнойсциентической определенности, нам остается рассмотреть его в соответствии с принципом отдельного и общего в его абстрактнойполитической определенности.

2. Политическая определенность

В понятии «политическая определенность» детерминируется направленное воспроизводство творений, в том числе личности человека как высшей формы творения. Люди издревле стремились к улучшению воспроизводства человеческой жизни: избирательно вступали в брак, заботились об усилении своих этнических групп и улучшении экологической среды. На этой основе формируются и развиваются евгенические, этнические и экологические отношения между людьми и вещами. Не всегда, правда, желаемое становится действительным, но намерение не исчезает.

Евгеническая определенность

В понятии «евгеническая определенность» отражается и выражается стремление людей улучшить свой род, оставить после себя поколения здоровых творцов-созидателей, посредством различных форм брака: кровнородственного, группового, парного, моногамного. Один их лозунгов Октября гласил: «Детям здоровых родителей». Впереди светило одно желание получать более жизнеспособные поколения созидателей-творцов мира.

Как понятия творение и личность, в соответствии с принципом отдельного и общего, детерминируются категориями «созидатель» и «созидание», «творец» и «мир».

Категория «созидатель» отражает и выражает стремление прогрессивных людей создать поколения активных творцов ноологического мира.

Категория «созидание» отражает и выражает процесс искусственного творения ноологического мира.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь исходного подлежащего «творение» с диадой его ближайших определений созидатель-созидание моделируется в триаде евгенической определенности первого порядка:

ТВОРЕНИЕ=

Созидание

Созидатель

Предикаты творения: созидатель и созидание также имеют в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего, и могут быть рассмотрены как этническая и экологическая определенности.

Этническая определенность

В понятии «этническая определенность» отражается и выражается детерминация личности человека как созидателя. Как созидатель человек также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: труженик и культура.

Категория «труженик» отражает и выражает способность, призвание и готовность личности к творческому созидательному труду.

Категория «культура» отражает и выражает уровень ноологического очеловечиваниявоспитания и образования человека как личности, возделывание и преобразование окружающей средыуровень превращения мира вещей в себе в мир вещей для нас.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «созидатель» с диадой его определений «труженик–культура» моделируется в триаде этнической определенности:

СОЗИДАТЕЛЬ=

Культура

Труженик

Экологическая определенность

В понятии «экологическая определенность» отражается детерминация созидательности человека, направленная на то, чтобы, как указывает Маркс, каждое новое поколение людей оставляло Землюокружающую среду в лучшем состоянии, чем ее получает.

Категория «созидание» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: гражданин и цивилизация.

Категория «гражданин» отражает и выражает уровень ноологического развития отношений между людьми, их взаимную терпимость, способность и готовность личности к сотрудничеству и сосуществованию с людьми. Только в этом

случае задача, поставленная Марксом, становится реально разрешимой.

Категория «цивилизация» отражает и выражает уровень развития гражданских отношений между людьми и их различными группами.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим «созидание» и диадой его определений «гражданинцивилизация» моделируется в триаде экологической определенности:

СОЗИДАНИЕ=

Цивилизация

Гражданин

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада экологической определенности является предельной в политической определенности творения.

Категории «созидатель» и «созидание», как ближайшие определения творения, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: труженик и культура, гражданин и цивилизация. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду политической определенности.

Гептада политической определенности

В силу того, что триады евгенической, этнической и экологической определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой, отвечающей закону двойного раздвоения и гексаметрическому алгоритму детерминацииони подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде политической определенности:

ТВОРЕНИЕ

(личность)

Созидатель

Созидание

Труженик

Культура

Гражданин

Цивилизация

Гептада политической определенности творения (личности), как и гептада абстрактной определенности сущего, является закономерным результатом диалектического анализа-синтеза исходного творения (личности) в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Она дает предельно краткоекатегориально-диалектическоеопределение творения (личности), отвечающее указанным принципу и алгоритму. Показывает диалектическую симметриюкоординационно-субординационную взаимосвязь категорий, выражающих политическую определенность творения (личности), его логическую завершенность, относительную самостоятельность и единораздельность в себе. Вскрывает новые связи и отношения между определениями творения (личности): труженик и гражданин, культура и цивилизация.

Сциентическая и политическая определенностидве диалектически противоположные стороны одного и того же исходного подлежащего творение (личность), отвечающие закону двойного раздвоения. Они не существуют друг без друга и не сводятся друг к другу. Они взаимно дополняют друг друга. Этим определяется необходимость их рассмотрения не только в их различии, но и в их взаимном дополнении и проникновении.

3. Система телеологических категорий первого порядка

Поскольку сциентическая и политическая определенности взаимно дополняют друг друга, то есть описывают одно и то же подлежащее творение (личность) в соответствии с принципами единства и многообразия, отдельного и общего, то они могут быть сведены в единую систему теологических категорий первого порядка:

Труженик

Культура

Гражданин

Цивилизация

Созидатель

Созидание

ТВОРЕНИЕ

(Личность)

Красота

Порядок

Творчество

Искусство

Собственность

Сосуществование

Система телеологических категорий первого порядка дает категориально-диалектическое определение исходного подлежащего «творение» (личность) с большего числа сторон, чем гептады сциентической и политической определенностей, взятые порознь. Она выявляет новые связи и отношения между категориями, определяющими творение (личность): красота и созидатель, порядок и созидание; творчество и труженик, искусство и культура, собственность и гражданин, сосуществование и цивилизация. Все эти категории взаимно дополняют и определяют друг друга.

Однако и данная система категорий не исчерпывает всех связей и отношений между сциентической и политической определенностями творения (личности). Эти определенности не только взаимно дополняют, но и проникают друг друга.

Глава 2
ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ВТОРОГО
ПОРЯДКА

Для того чтобы показать взаимное проникновение сциентической и политической определенностей, расчленим гептаду сциентической определенности на составляющие триады: сапиентной, эстетической и гармонической определенностей и рассмотрим каждую в соответствии с гексаметрическим алгоритмом детерминации.

1. Сапиентная определенность второго порядка

В своей исходной основе сапиентная определенность второго порядка заложена в триаде сапиентной определенности первого порядка. В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада превращается теперь в основную триаду сапиентной определенности второго порядка:

ТВОРЕНИЕ =

ПОРЯДОК

КРАСОТА

Согласно с поставленной задачей каждый член основной триады сапиентной определенности может быть рассмотрен в соответствии с принципом отдельного и общего в плане политической определенности и гексаметрического алгоритма детерминации.

Первый член этой триады – исходное подлежащее «творение» – уже рассмотрено в указанном плане. Получена гептада политической определенности. В соответствии с законом двойного раздвоения эта гептада превращается теперь в первую гептаду сапиентной определенности:

ТВОРЕНИЕ =

Созидание   =

Цивилизация

Гражданин

Соблюдение =

Культура

Труженик

Второй и третий члены основной триады сапиентной определенностикрасота и порядоктакже могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации как идеальная и рациональная определенности, которые являются соответственно аналогами предметной и вещной определенностей сущего.

Идеальная определенность

В понятии «идеальная определенность» красота детерминируется как мысленное представление о совершенстве творений, определяющее цель созидательной деятельности человека, она является категориально-диалектическим аналогом предметной определенности сущего.

Категория «красота» – идеальный образ творениятакже имеет свои определения в себе: мечта и мечтание.

Категория «мечта» отражает и выражает мысленное стремление к совершенству творения рук человеческих, к совершенствованию окружающей среды и отношений между людьми.

Категория «мечтание» отражает и выражает мысленный процесс о реконструктивном переустройстве действительности в соответствии с желанием и потребностями человека.

Триада идеальной определенности

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «красота» с диадой его ближайших определений «мечтамечтание» моделируется в триаде идеальной определенности:

КРАСОТА=

Мечтание

Мечта

Категории «мечта» и «мечтание» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как калокагативная и капитальная определенности.

Калокагативная определенность

В понятии «калокагативная определенность» отражается и выражается мечта человека о своем физическом и нравственном совершенстве и совершенствовании, о красоте своих творений.

Категория «мечта» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: досуг и честолюбие.

Категория «досуг» отражает и выражает наличие свободного времени, необходимого для реализации мечты о совершенстве и совершенствовании человека и отношений между людьми. Свободное время, по Марксу, в условиях коммунизма должно стать главным богатством человеческого обществаего творческой созидательной силой. Это означает, что плодотворно пользоваться свободным временем надо уметь и этому надо учиться заранее.

Категория «честолюбие» отражает и выражает стремление человека к самовыражению. К реализации своих желаний в практической деятельности, в осуществлении своих намерений в действительности, в общественном признании своих успехов.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «мечта» с диадой его предикатов «досугчестолюбие» моделируется в триаде калокагативной определенности:

МЕЧТА=

Честолюбие

Досуг

 

Капитальная определенность

В понятии «капитальная определенность» отражается и выражается реальная возможность и необходимость осуществления тех или иных желаний и намерений, их обеспечение необходимыми для этого средствами. Так, например, когда Иван III заказал Фиорованти проекты Успенского собора и великокняжеского дворца, то Фиорованти предложил ему построить собор в духе св. Софии в Константинополе, а великокняжеский дворец в духе Большого дворца византийских императоров. Иван III отверг эти предложения как слишком дорогие для Великого княжества Московского и приказал сделать более скромные по средствам проекты. Красота не по средствам не бывает красивой.

Категория «мечтание» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: убеждение и увлечение.

Категория «убеждение» отражает и выражает реальностьнеобходимость и возможность осуществления тех или иных желаний и намерений. Маниловские мечты или постройка перпетум мобиле не реальны, поэтому и увлечение ими бессмысленно.

Категория «увлечение» отражает и выражает то, что если уж человек убежден в правоте своего дела, своих намерений и желаний, то бороться за них следует со всей страстью своей души, своих сил и средств, уметь пройти через невзгоды и неудачи

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «мечтание» с диадой его определений «убеждениеувлечение» моделируется в триаде капитальной определенности:

МЕЧТАНИЕ=

Увлечение

Убеждение

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада капитальной определенности является предельной в идеальной определенности красоты.

Категории «мечта» и «мечтание», как ближайшие определения красоты, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: досуг и честолюбие, убеждение и увлечение. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду идеальной определенности.

Гептада идеальной определенности

Триады идеальной, калокагативной и капитальной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде идеальной определенности:

КРАСОТА

Мечта

Мечтание

Досуг

Честолюбие

Убеждение

Увлечение

Согласно с законом двойного раздвоения гептада идеальной определенности детерминирует лишь одну сторону творения, вторую сторону которого составляет рациональная определенность.

Рациональная определенность

В понятии «рациональная определенность» отражается и выражается установление рациональногокоммунистического порядка совместной жизни людей на Земле. С течением времени, с ростом народонаселения, с истощением природных ресурсов, с необходимостью глобального культивирования окружающей среды и борьбы с ее загрязнением в глобальных масштабах, с угрожающим ростом средств массового истребления жизни на Земленасилие перестает быть повивальной бабкой истории. Единственной перспективой сохранения жизни на Земле остается ее рациональная организация.

Категория «порядок» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: закон и государство.

Категория «закон» отражает и выражает необходимость равной и непреложной ответственности всех людей перед общечеловеческими установлениями рациональной организации совместного воспроизводства человеческой жизни.

Категория «государство» отражает и выражает политическую организацию совместного воспроизводства человеческой жизни.
В классовом обществе государство является классовым. Оно политически обеспечивает господствующее положение эксплуататорских классов. В бесклассовом обществе государство бесклассово, но, оставаясь государством, в нем постепенно отмирают его насильственные функции и остаются, усиливаясь, его хозяйственно-организаторские функции.

Триада рациональной определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим «порядок» и диадой его предикатов «законгосударство» моделируется в триаде рациональной определенности:

ПОРЯДОК=

Государство

Закон

Категории «закон» и «государство» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как номологическая и административная определенности.

Номологическая определенность

В понятии «номологическая определенность» закон детерминируется как обязательное государственное установление совместного воспроизводства человеческой жизни. В различных социально-экономических формациях установления эти различны.

Категория «закон» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: служба и служение.

Категория «служба» отражает и выражает личное соблюдение законов данного государства его гражданами.

Категория «служение» отражает и выражает ответственность гражданина за соблюдение законов другими людьми.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего закон с диадой его предикатов «служба-служение» моделируется в триаде номологической определенности:

ЗАКОН=

Служение

Служба

Категория «государство» также может быть рассмотрена в соответствии с принципом отдельного и общего в его административной определенности.

Административная определенность

В понятии «административная определенность» государство детерминируется как орган управления общественного воспроизводства жизни людей и их защиты от внешних врагов.

Категория «государство» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: власть и управление.

Категория «власть» отражает и выражает способность данного государства эффективно управлять воспроизводством жизни своих граждан.

Категория «управление» отражает и выражает систему эффективного руководства общественным воспроизводством человеческой жизни.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «государство» с диадой его предикатов «власть-управление» моделируется в триаде административной определенности:

ГОСУДАРСТВО=

Управление

Власть

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада административной определенности является предельной в рациональной определенности порядка.

Категории «закон» и «государство», как ближайшие определения порядка, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: служба и служение, власть и управление. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группу гептаду рациональной определенности.

Гептада рациональной определенности

Триады рациональной, номологической и административной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде рациональной определенности:

ПОРЯДОК

Закон

Государство

Служба

Служение

Власть

Управление

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада рациональной определенности является предельной в сапиентной определенности творений. В соответствии с этим гептады сапиентной, идеальной и рациональной определенностей могут быть сведены в единую систему сапиентных категорий.

Система сапиентных категорий

Между гептадами сапиентной, идеальной и рациональной определенностей существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады сапиентной определенности:

ТВОРЕНИЕ=

ПОРЯДОК

КРАСОТА

В соответствии с этим гептады сапиентной, идеальной и рациональной определенностей могут быть сведены в единую систему сапиентных категорий:

 


ТВОРЕНИЕ

(личность)

Созидатель

Созидание

Труженик

Культура

Гражданин

Цивилизация

КРАСОТА

ПОРЯДОК

Мечта

Мечтание

Закон

Государство

Досуг

Честолюбие

Убеждение

Увлечение

Служба

Служение

Власть

Управление

Система сапиентных категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза исходного подлежащего «творение» (личность) в соответствии с законом двойного раздвоения. Эта система также отражает и выражает не только взаимную зависимость между большим количеством определений творения, но и вскрывает между ними новые связи и отношения.

Сапиентная определенность творения является категориально-диалектическим аналогом объективной определенности сущего. Сапиентная определенность творения, как и объективная определенность сущего, дает определение творения лишь в его непосредственной данности. Она не вскрывает многогранности ни эстетической, ни гармонической определенностей творения, которые также могут и должны быть рассмотрены специально.

2. Эстетическая определенность второго порядка

В своей исходной основе эстетическая определенность творения второго порядка заложена в триаде эстетической определенности первого порядка. В соответствии законом двойного раздвоения эта триада переходит в свое иное бытие – основную триаду эстетической определенности второго порядка:

КРАСОТА=

ИСКУССТВО

ТВОРЧЕСТВО

Каждый член этой триады рассмотрим в соответствии с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Ее первый член – красота – уже рассмотрен в указанном плане. Получена гептада идеальной определенности, которая превращается теперь в первую гептаду эстетической определенности:

КРАСОТА =

Мечтание   =

Увлечение

Убеждение

Мечта        =

Честолюбие

Досуг

В том факте, что первая гептада эстетической определенности тождественна идеальной определенности красоты выражается взаимная связь между сапиентной и эстетической определенностями, переход одной в другую.

Второй и третий члены основной триады эстетической определенности второго порядкатворчество и искусство – также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации, как композиционная и демиургическая определенности.

Композиционная определенность

В понятии «композиционная определенность» детерминируется творчество – мысленный процесс созидательной деятельности человека, направленный на преобразование окружающей действительности в соответствии со своими представлениями и потребностями, вкусами и интересами на основе ее объективных законов.

Категория «творчество» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: воображение и соображение.

Категория «воображение» отражает и выражает процесс мысленной конструктивной и реконструктивной творческой взаимосвязи человека с предметной действительностью, восполняющий неполноту чувственных восприятий, который может отвечать и не отвечать объективной действительности, вести к открытиям и заблуждениям.

Категория «соображение» отражает и выражает процесс мысленного субъективного привнесения человеком в предметную действительность композиционных дополнений и изменений, которые ведут к изобретениям и преобразованиям объективной действительности.

Триада композиционной определенности

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «творчество» с диадой его ближайших определений «воображение–соображение» моделируется в триаде композиционной определенности:

ТВОРЧЕСТВО =

Соображение

Воображение

Категории «воображение» и «соображение» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как интуитивная и эрудиционная определенности.

Интуитивная определенность

В понятии «интуитивная определенность» отражается и выражается субъективное стремление человека к пониманию и мысленному воссозданию окружающего мира вещей, посредством воображения.

Категория «воображение» также имеет в себе свои параметры, отвечающие принципу отдельного и общего: субъект и объект.

Категория «субъект» отражает и выражает исходное активное творческое начало в созидательной деятельности человека.

Категория «объект» отражает и выражает исходное пассивное начало преобразующей творческой деятельности человека.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «воображение» с диадой его параметров субъект-объект моделируется в триаде интуитивной определенности:

ВООБРАЖЕНИЕ =

Субъект

Объект

Эрудиционная определенность

В понятии «эрудиционная определенность» отражается и выражается субъективная готовность человека к творческой созидательной деятельности посредством соображенияк максимальному улучшению и украшению, приспособлению и преобразованию мира вещей в соответствии со своими вкусами и потребностями, интересами и способностями.

Категория «соображение» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: образование и обучение.

Категория «образование» отражает и выражает степень освоения человеком накопленных человечеством знаний. «Коммунистом, – указывает Ленин, – можно стать лишь только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Категория «обучение» отражает и выражает квалификационную готовность человека к практическому применению полученных при образовании и приобретенных в опыте знаний.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «соображение» с диадой его предикатов «образованиеобучение» моделируется в триаде эрудиционной определенности:

СООБРАЖЕНИЕ =

Обучение

Образование

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада эрудиционной определенности является предельной в композиционной определенности творчества, которое может быть созидательным и разрушительным или бесплодным маниловским созерцанием.

Категории «воображение» и «соображение», как ближайшие определения творчества, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: субъект и объект, образование и обучение. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду композиционной определенности.

Гептада композиционной определенности

Триады композиционной, интуитивной и эрудиционной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их

категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде композиционной определенности:

ТВОРЧЕСТВО

Воображение

Соображение

Субъект

Объект

Образование

Обучение

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада композиционной определенности творчества детерминирует лишь одну сторону эстетической определенности красоты, вторую сторону которой составляет демиургическая определенность искусства.

Демиургическая определенность

В понятии «демиургическая определенность» детерминируется искусство как созидательный процесс реализации творческих замысловспособность людей преобразовать и устроить человеческий мир по законам красоты и порядка – рациональной целесообразности. Главной демиургической задачей человечества является построение коммунизма. Если говорят, что искусство скульптора состоит в том, чтобы, взяв глыбу мрамора, удалить у нее все лишнее, то искусство построения коммунизма состоит в том, чтобы удалить все лишнее из отношений между людьми и вещами.

Категория «искусство» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: отображение и преображение.

Категория «отображение» отражает и выражает адекватное изображение предметов окружающего мира в произведениях искусства.

Категория «преображение» отражает и выражает конструктивное и реконструктивное культивирование естественных материальных ценностей, производство и воспроизводство искусственных материальных и идеальных ценностей.

Триада демиургической определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «искусство» с диадой его ближайших определений отображениевоображение моделируется в триаде демиургической определенности:

ИСКУССТВО=

Преображение

Отображение

Категории «отображение» и «преображение» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как тактическая и стратегическая определенности.

Тактическая определенность

В понятии «тактическая определенность» детерминируется отображение – правильное понимание и толкование текущего момента, искусство достижения ближайших целей, ведущих к решению стратегических задач. «Конечный вывод мудрости земной, – говоря словами гетевского Фауста, – лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой».

Категория «отображение» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отельного и общего: дарование и дерзание.

Категория «дарование» отражает и выражает естественные врожденные интеллектуальные и физические способности, направленное развитие которых благоприятствует решению демиургических задач, возникающих перед человеком.

Категория «дерзание» отражает и выражает смелое устремление человека к достижению стоящих или поставленных перед ним целей.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость между промежуточным подлежащим «отображение» и диадой его определений «дарованиедерзание» моделируется в триаде тактической определенности:

ОТОБРАЖЕНИЕ=

Дерзание

Дарование

 

Стратегическая определенность

В понятии «стратегическая определенность» детерминируется направленное преобразование доступного человеку мира людей и вещей в соответствии с законами красоты и соразмерности, ведущее к решению главной телеологической задачипостроению коммунизма.

Категория «преобразование» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: призвание и признание.

Категория «призвание» отражает и выражает склонность и преданность человека делу, которым он занимается.

Категория «признание» отражает и выражает соответствие созидательной деятельности человека решению стоящей перед обществом основной стратегической задачи – воспроизводства человеческой жизни.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «преобразование» с диадой его определений «призваниепризнание» моделируется в триаде стратегической определенности:

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ=

Признание

Призвание

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада стратегической определенности является предельной в демиургической определенности искусства.

Категории «отображение» и «преобразование», как ближайшие определения искусства, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: дарование и дерзание, призвание и признание. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду демиургической определенности.

Гептада демиургической определенности

Триады демиургической, тактической и стратегической определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи и подчиняются тому же диалектическому закону, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде демиургической определенности:

ИСКУССТВО

Отображение

Преображение

Дарование

Дерзание

Призвание

Признание

Согласно с законом двойного раздвоения гептада демиургической определенности является предельной в эстетической определенности красоты. В соответствии с этим гептады эстетической, композиционной и демиургической определенностей могут быть сведены в единую систему эстетических категорий.

Система эстетических категорий

Между гептадами эстетической, композиционной и демиургической определенностей также существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады эстетической определенности:

КРАСОТА=

ИСКУССТВО

ТВОРЧЕСТВО

В соответствии с этим гептады эстетической, композиционной и демиургической определенностей могут быть сведены в единую систему эстетических категорий:

КРАСОТА

Мечта

Мечтание

Досуг

Честолюбие

Убеждение

Увлечение

ТВОРЧЕСТВО

ИСКУССТВО

Воображение

Соображение

Отображение

Преображение

Субъект

Объект

Образование

Обучение

Дарование

Дерзание

Призвание

Признание

 

Система эстетических категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза подлежащего «красота» в соответствии с законом двойного раздвоения, является категориально-диалектическим аналогом абсолютной определенности сущего в системе онтологических категорий. Система эстетических категорий красоты, как абсолютная определенность предмета в системе онтологических категорий, представляет собой лишь одну сторону телеологической определенности творения, вторую сторону которой представляет его гармоническая определенность.

3. Гармоническая определенность второго порядка

В понятии «гармоническая определенность» отражается и выражается необходимость соразмерного воспроизводства человеческой жизни.

В своей исходной основе гармоническая определенность творения второго порядка заложена в триаде гармонической определенности первого порядка. В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада переходит теперь в свое иное бытие – основную триаду гармонической определенности второго порядка:

ПОРЯДОК=

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Каждый член этой триады может быть рассмотрен в соответствии с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Ее первый член – порядок – уже рассмотрен в указанном плане. Получена гептада рациональной определенности, которая превращается теперь в первую гептаду гармонической определенности:

ПОРЯДОК=

Государство =

Управление

Власть

Мечта         =

Служение

Служба

В том факте, что первая гептада гармонической определенности тождественна рациональной определенности творения, выражается взаимная зависимость между гармонической и рациональной определенностями, переход одной в другую.

Второй и третий члены основной триады гармонической определенностисправедливость и сосуществование – также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации как гуманная и адаптационная определенности.

Гуманная определенность

В понятии «гуманная определенность» утверждается право каждого человека на справедливость, на личное достоинство, свободу и счастье, на возможность всестороннего и направленного развития его способностей, на их творческую и созидательную реализацию.

Категория «справедливость» также имеет свои определения в себе, отвечающие принципу отдельного и общего: достоинство и равенство.

Категория «достоинство» отражает и выражает право и обязанность человека на самоуважение и самоутверждение в жизни, на осознание своего общественного значения и социальной ценности, на общественное признание его заслуг и уважение к его личности. В условиях классового общества, господство человека над человеком и эксплуатация человека человеком унижают и оскорбляют трудящихся, обесчеловечивают господ и эксплуататоров.

Категория «равенство» отражает и выражает необходимость одинакового отношения людей к общественным средствам производства, к гражданским правам и обязанностям, равное право на пользование материальными и духовными благами общества. В условиях классового общества, где справедливость подменяется властью господ, утверждается эксплуатация человека человеком на основе частной собственности на средства производства.

Триада гуманной определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «справедливость» с диадой его ближайших определений «достоинстворавенство» моделируется в триаде гуманной определенности:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ=

Равенство

Достоинство

Категории «достоинство» и «равенство» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как эгоистическая и эгалитарная определенности.

Эгоистическая определенность

В понятии «эгоистическая определенность» отражается и выражается естественное и социально-правомерное стремление человека к личному активному самовыражению и самоутверждению своего достоинства в обществе.

Категория «достоинство» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: логику и интересы.

Категория «логика» отражает и выражает то, что утверждение личного достоинства может осуществляться справедливона основе приоритета логики вещей над логикой интересов.

Категория «интерес» отражает и выражает то, что утверждение личного достоинства может осуществляться несправедливона основе приоритета логики интересов над логикой вещей. Что имеет место в условиях классовых общественно-экономических формаций.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «достоинство» с диадой его ближайших определений «логикаинтерес» моделируется в триаде эгоистической определенности:

ДОСТОИНСТВО=

Интерес

Логика

Эгалитарная определенность

В понятии «эгалитарная определенность» утверждается равенство всех людей в их отношениях между собой и в отношениях к средствам производства, в их отношениях к общественным и государственным законам, в их стремлении к всестороннему развитию и реализации своих способностей. Но результаты получаются различные. Поэтому эгалитарная нивелировка способностей и успехов людей, как и их крайний эгоизм, – явления асоциальные.

Категория «равенство» также имеет свою диалектику в себе, отвечающую принципу отдельного и общего и определяется категориями труд и заслуги.

Категория «труд» отражает и выражает равное право и обязанность людей трудиться по способностям на благо общества. Право на труд, как и право на жизнь, высшее право

человека. В условиях классовых общественно-экономических формаций труд был уделом угнетения и эксплуатации трудящихся.

Категория «заслуги» отражает и выражает подвиги человека на пользу общества, в том числе производительность труда, а соответственно определяет и меру вознаграждения за этот труд. Поскольку способности у людей различны, различно прилежание к труду, то и заслуги у людей различны, потому и вознаграждения за труд не могут быть одинаковы. Одинаковые вознаграждения за разный труд в первобытной коммунистической общине привели к ее разложению и гибели.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего равенство с диадой его определений «трудзаслуги» моделируется в триаде эгалитарной определенности:

РАВЕНСТВО=

Заслуги

Труд

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада эгалитарной определенности является предельной в гуманной определенности справедливости.

Категории «достоинство» и «равенство», как ближайшие определения справедливости, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: логика и интерес, труд и заслуги. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду гуманной определенности.

Гептада гуманной определенности

Триады гуманной, эгоистической и эгалитарной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде гуманной определенности:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Достоинство

Равенство

Логика

Интерес

Труд

Заслуги

Согласно с законом двойного раздвоения гептада гуманной определенности справедливости детерминирует лишь одну сторону гармонической определенности порядка, вторую сторону которого составляет адаптационная определенность сосуществования.

Адаптационная определенность

В понятии «адаптационная определенность» детерминируется то, что человек независимо от его желания должен сосуществовать с другими людьми, приспосабливаться к той или иной социальной среде или напротив приспосабливать окружающую среду к своим желаниям. Как считал Кант: мир сам по себе ничто и лишь по воле некто он есть нечто. По этой формуле действовали все кровавые завоеватели мира. Есть и иной путьпуть революционного преобразования мира по законам разума, красоты и порядка.

Категория «сосуществование» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: терпение и уважение.

Категория «терпение» отражает и выражает способность человека сосуществовать – адаптироваться в той или иной социальной и экологической среде или по мере сил и возможностей приспосабливать их к себе, приживаться или напротив бороться за улучшение, переустройство окружающей действительности.

Категория «уважение» отражает и выражает необходимость взаимной терпимостипочтительного отношения друг к другу, даже при наличии противоречий в их взаимных интересах.

Триада адаптационной определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим сосуществование и диадой его определений «терпениеуважение» моделируется в триаде адаптационной определенности:

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ=

Уважение

Терпение

Категории «терпение» и «уважение» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как коммунальная и коммуникативная определенности.

Коммунальная определенность

В понятии «коммунальная определенность» детерминируется тот непреложный факт, что люди живут совместно и в большинстве случаев не выбирают своих соседей, но фактор коммунальной совместимости не утрачивает от этого своего значения и требует порой повседневной терпимости друг к другу.

Категория «терпение» также имеет свои определения в себе, отвечающие принципу отдельного и общего: судьба и случай.

Категория «судьба» отражает мойрическую определенность человеческой жизни. Никому не дано выбирать исходный пункт своей жизнивремя, место и социальную среду своего рождения. Этот исходный пункт во многом предопределяет жизненный путь человека. Менять этот путь иногда приходится с большими трудностями, а иногда и вообще невозможно. Невозможно, например, безработному стать капиталистом, чернокожему – белокожим.

Категория «случай» отражает и выражает события, привнесенные извне в жизнь человека, заранее не обусловленные и непредвиденные, которые порой тоже требуют от человека немалого терпения.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «терпение» с диадой его определений «судьбаслучай» моделируется в триаде коммунальной определенности:

ТЕРПЕНИЕ=

Судьба

Случай

Коммуникативная определенность

В понятии «коммуникативная определенность» отражается тот факт, что совместное воспроизводство человеческой жизни требует от людей не только взаимного терпения, но и взаимного уважения, любви и дружбы.

Категория «уважение» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: свобода и счастье.

Категория «свобода» отражает и выражает способность и возможность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами, опираясь на уважение интересов других людей и общества.

Категория «счастье» отражает и выражает достижение человеком своих целей и удовлетворение своих интересов, при сохранении личной свободы и уважения людей и общества.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим «уважение» и диадой его определений «свободасчастье» моделируется в триаде коммуникативной определенности:

УВАЖЕНИЕ=

Счастье

Свобода

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада коммуникативной определенности является предельной в адаптационной определенности сосуществования.

Категории «терпение» и «уважение», как ближайшие определения сосуществования, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: судьба и случай, свобода и счастье. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду адаптационной определенности.

Гептада адаптационной определенности

Триады адаптационной, коммунальной и коммуникативной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде адаптационной определенности:

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Терпение

Уважение

Судьба

Случай

Свобода

Счастье

Согласно с законом двойного раздвоения гептада адаптационной определенности является предельной в гармонической определенности второго порядка. В соответствии с этим гептады гармонической, коммунальной и коммуникативной определенностей могут быть сведены в единую систему гармонических категорий.

Система гармонических категорий

Между гептадами гармонической, гуманной и адаптационной определенностей существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады гармонической определенности второго порядка:

ПОРЯДОК=

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

В соответствии с этим гептады гармонической, гуманной и адаптационной определенностей могут быть сведены в единую систему гармонических категорий:

ПОРЯДОК

Закон

Государство

Служба

Служение

Власть

Управление

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Достоинство

Равенство

Терпение

Уважение

Логика

Интерес

Труд

Заслуги

Судьба

Случай

Свобода

Счастье

 

Система гармонических категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза промежуточного подлежащего «порядок» в соответствии с законом двойного раздвоения. Эта система отражает и выражает не только взаимную зависимость между большим количеством определений порядка, но и вскрывает между ними новые координационно-субординационные связи и отношения.

Гармоническая определенность порядка является категориально-диалектическим аналогом релятивной определенности вещи в системе онтологических категорий. Согласно с законом двойного раздвоения и онтологическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования, гармоническая определенность порядка является предельной в телеологической определенности творения. В соответствии с этим системы сапиентных, эстетических и гармонических категорий могут быть сведены в единую систему телеологических категорий.

4. Система телеологических категорий

Телеологические, как и категории любой другой науки, составляют не хаотическое скопление разрозненных определений, а логически стройную систему.

Между сапиентной, эстетической и гармонической системами категорий, определяющими творение, как и между объективной, абсолютной и релятивной определенностями сущего, также существует закономерная тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, отвечающая закону двойного раздвоения. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в системе телеологических категорий:

 


ТВОРЕНИЕ

(Личность)

СОЗИДАТЕЛЬ

СОЗИДАНИЕ

Труженик

Культура

Гражданин

Цивилизация

КРАСОТА

ПОРЯДОК

Мечта

Мечтание

Закон

Государство

Досуг

Честолюбие

Убеждение

Увлечение

Служба

Служение

Власть

Управление

ТВОРЧЕСТВО

ИСКУССТВО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Воображение

Соображение

Отображение

Преображение

Достоинство

Равенство

Терпение

Уважение

Субъект

Объект

Образование

Обучение

Дарование

Дерзание

Призвание

Признание

Логика

Интерес

Труд

Заслуги

Судьба

Случай

Свобода

Счастье

 

Система теологических категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза исходного подлежащего «творение» (личность) в соответствии с законом двойного раздвоения и онтологическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования. Система дает предельно краткоекатегориально-диалектическое определение творения (личности) как логического подлежащего. Показывает, как из диалектического движения категорий, путем их последовательного развертывания, возникают группы категорий: триады, гептады, локальные системы, а из диалектического движения триад, гептад, подсистем формируется, единая в противоположностях, система телеологических категорий в целом. Система показывает, что любой из ее членов находится в определенной связи и определенных отношениях со всеми остальными, взятыми как в отдельности, так и в различных их сочетаниях. Каждая категория в свою очередь определяется совокупностью всех остальных, как и вся совокупность определяется каждым ее членом. Если один их членов системы претерпевает какие-либо изменения, то это сказывается на всей системе в целом и на каждом ее члене.

Система теологических категорий находится в прямой диалектической взаимосвязи с системой онтологических категорий, как всеобщим алгоритмом категориально-диалектического моделирования и в субординационно-координационной взаимосвязи с категориально-диалектическими системами материального и интеллектуального воспроизводства человеческой жизни. Все названные системы: онтологических и теологических, антропологических и экономических, логических и этических категорий, взятые в единстве, составляют категориально-диалектическую модель индивидуального воспроизводства человеческой жизни.

Заключение

Построение всей развернутой системы «Человек и Мир» – грандиознейшая работа и не под силу одному человеку. Здесь нужна кооперация ученых всех отраслей современного знания. Требуется создание категориально-диалектической энциклопедии знаний, которая должна вобрать в себя алфавитный и электронный энциклопедизм.  Поэтому проделанная Е. С. Кузьминым огромная работа – только подступы к системе «Человек и Мир», хотя каждая часть может рассматриваться  как самостоятельная завершенная работа.

Самостоятельным законченным исследованием может считаться как историко-философская часть, так и каждая составная часть «Методологии» – аксиома материалистического монизма – материализм – аксиома диалектического противоречия – диалектика; постулат структурного детерминизма – таксономия и постулат предикативного детерминизма – онтология.

Системы натуральных категорий должны рассматриваться в большей мере не как окончательное решение вопроса, а только как иллюстрация возможностей применения онтологического категориально-диалектического алгоритма.

Концептуализм системы онтологических категорий Кузьмина должен найти свое продолжение в конвенциализме при построение систем категорий низших родов сущего и категорий каждой стороны и грани системы «Человек и Мир». Особенно конвенциализм необходим при анализе-синтезе натурального и социального воспроизводства человеческой жизни.

Работа Кузьмина Е. С. закрывает этап логического уяснения системы «Человек и Мир» и открывает этап ее теоретической разработки, и только после этого можно ставить вопрос о ее практическом утверждении.

 

 

СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ (развернутая)

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ РОДОВ СУЩЕГО:

 

Система натуральных (физических) категорий (развернутая)

 

Система астральных категорий

 

Система минеральных  категорий

 

Система биологических категорий

 

Система антропологических категорий

 

Система гносеологических категорий (развернутая)

 

Система телеологических категорий (развернутая)

 

Система этических категорий (развернутая)

 

Система хомологических категорий

 

Система экономических категорий

 

К началу: Е.С.Кузьмин «Система «Человек и Мир»