Е.С.Кузьмин «Система «Человек и Мир»

 

Раздел 2
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Природа, – пишет Энгельс, – является пробным камнем … диалектики, и надо сказать, что современное естествознание доставило для такой пробы чрезвычайно богатый, с каждым днем увеличивающийся материал и этим материалом доказано, что в природе все совершается в конечном счете диалектически, а не метафизически» . В соответствии с этим представляется необходимым рассмотреть, хотя бы в самых общих чертахименно диалектически, вопрос о том, какими категориями определяется и описывается естество как высший род естественных материальных объектов, составляющих природу, – попытаться построить именно диалектическую систему физических категорий. Построение этой системы тем настоятельней, что в философской литературе нет четкого различия категорий онтологических и физических, и не всегда дается отчет в употреблении термина «диалектика». В частности, вопрос о строении материи все еще решается, по преимуществу, недиалектически.

Развертывание совокупности категорий, определяющих естество как объект исследования, начнем с его физической определенности первого порядка.

Глава 1
ФИЗИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ПЕРВОГО ПОРЯДКА

В соответствии с законом двойного раздвоения любое естество, как объект познаниялогическое подлежащее, мы с необходимостью рассматриваем в двух диалектически противоположных аспектах: конкретном как натурную определенность в  соответствии с принципом единства и многообразия и абстрактномкак таксономическую определенность в соответствии с принципом отдельного и общего.

1. Натурная определенность

Натурная определенность естествакатегориальный аналог конкретной определенности сущегоотражает своеобразие естества в его непосредственной данности, как конкретного нечто со всеми его индивидуальными особенностями. Любое конкретное естество в его натурной определенности мы воспринимаем сначала как наличное нечтов его визуальной определенности, затем как нечто отличное от другогов его химической определенности и, наконец, как нечто в отношении к другомув его механической определенности, которые являются соответственно аналогами объективной, абсолютной и релятивной определенностей сущего. В соответствии с законом двойного раздвоения каждая из этих определенностей также является диалектически двойственной: имеются визуальная, химическая и механическая определенности первого и второго порядков.

Визуальная определенность первого порядка

В понятии «визуальная определенность» естество отражается как наличное нечто, в его объективной непосредственности, каким оно дается в нашем чувственном восприятиизримой действительностипринцип наблюдаемости. В соответствии с принципом единства и многообразия: любое естество едино как тело и многообразно как сила.

Категории «тело» и «сила» являются аналогами онтологических категорий «предмет» и «вещь», они отражают в естестве то, что противолежит в нем как отчужденное от другого«естество в себе» и противостоящее другому – «естество для другого». Ни тело, ни сила не существуют одно без другого и не сводятся одно к другому. Это две взаимно противоположные, диалектически симметричные ипостаси естества. Естество не есть только тело или только сила, оно есть то и другое одновременно. Любое естество лишь постольку может быть силой, поскольку оно есть как тело. Тело, взятое самое по себе, есть односторонняя абстракция как и сила, взятая сама по себе. В понятии естество выражается синтезис двух диалектически симметричных сторон любого визуально определенного объектатела и силы, как тезиса и антитезиса.

Категория «тело» отражает соматическую определенность естества, его предметное единство, определенность в себе. Естественные тела могут быть: газообразнымикосмические облака, галактики, звезды, атмосферы планет; жидкимигидросфера планет; твердымикристаллы; органическимисущества: растения, животные, люди. У всех у них есть своя специфика, которая отражается соответствующими категориями, но есть у них и общие соматические определения, которые представляют интерес в аспекте построения системы физических категорий и будут рассмотрены ниже.

Категория «сила» отражает динамическую определенность естества, его вещно-функциональное многообразиеопределенность для другого. Любое естество противостоит другому и взаимодействует с другим как некоторая физическая сила, которая имеет свои определения в себе. Эти определения также будут рассмотрены ниже.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «естество» с диадой его определений тело-сила моделируется в триаде визуальной определенности первого порядка:

ЕСТЕСТВО =

Сила

Тело

Поскольку ипостаси естества тело и сила имеют свою определенность в себе, они также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом единства и многообразия как химическая и механическая определенности в их единораздельности.

Термины «химия» и «механика» исторического, а не этимологического происхождения. Этимологически науку о теле следовало бы именовать соматологией, а науку о силединамикой. Исторически динамика конституировалась как раздел механики, а соматология бытует в физикекак физика твердого тела, жидкостей и газов, а в биологиикак анатомия.

Химическая определенность первого порядка

В соответствии с принципом единства и многообразия любое тело едино в своем возникновении и многообразно в своих превращениях. Диалектика, указывает Энгельс, «берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении» . Категории «возникновение» и «превращение» отражают в теле то, что противостоит в нем как бытие и развитие.

Категория «возникновение» отражает генеративную определенность естества как данного конкретного тела, его бытиепроисхождение и неповторимость в другом. Ничто не возникает дважды.

Категория «превращение» отражает трансформационную определенность естества как данного конкретного тела, процесс его перехода из одних состояний в другие и его превращение в другое. Ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «тело» с диадой его определений «возникновениепревращение» моделируется в триаде химической определенности первого порядка:

ТЕЛО=

Превращение

Возникновение

Категории «возникновение» и «превращение», являясь аналогами онтологических категорий «бытие» и «развитие», также являются предельными в определении естества в соответствии с принципом единства и многообразия, как и категории «бытие» и «развитие» в определении сущего в соответствии с тем же принципом. Естество может возникнуть, быть рожденным, и тем самым генерироваться и трансформироваться как тело или не возникнуть, не быть генерированным и тем самым не быть естеством, а соответственно и объектом познания.

Тело, как уже говорилось, это лишь одна сторона естества, другой стороной которого является сила.

Сила, как промежуточное подлежащееипостась естества, также имеет свои определения в себе и также может быть рассмотрена в соответствии с принципом единства и многообразия как механическая определенность первого порядка.

Механическая определенность первого порядка

В соответствии с принципом единства и многообразия сила, как ипостась естествапромежуточное подлежащее, детерминируется категориями: покой-равновесие и движение, которые являются соответственно аналогами онтологических категорий сущность и явление. «Покой, – говорит Аристотель, – подходит под единое, а движение под множество» .

Категория «покой-равновесие» отражает инерционную определенность естества в его отношении к другому. Любое естество существует лишь постольку, поскольку оно уравновешивает себя в отношении к другому как сила. Без равновесия с другим немыслимо существование никаких материальных систем. Покой-равновесиеспособ существования материальных объектов в их взаимодействии друг с другом. «Возможность относительного покоя, возможность временных состояний равновесия, – пишет Энгельс, – является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни» . В силу того, что ни одна материальная система не является абсолютно однородной и абсолютно замкнутой, не является абсолютным и их покой. «Всякий покой, всякое равновесие, – говорит Энгельс, – относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной форме движения» . В силу незамкнутости материальных систем и разнородности взаимодействующих тел и из элементов всегда имеет место их взаимное перемещение друг относительно друга, происходит нарушение их взаимного равновесия, которое и воспринимается нами как движение.

Категория «движение» отражает взаимное перемещение тел или их элементов в процессе их взаимодействия. Перемещение является определяющим признаком движения. «Всякое движение, – отмечает Энгельс, – связано с каким-нибудь перемещениемперемещением небесных тел, земных масс, молекул, атомов или частиц эфира» . Идет ли речь о генеративных процессах ассоциациидиссоциации генеративных начал, трансформационных процессах поглощенияизлучения веществ и энергии, кинематических или кинетических процессах, – везде мы имеем дело с перемещением, как определяющим признаком движения. Это, однако, не исключает специфики различных форм движения. В генеративных процессах происходит возникновение новых форм материи, в трансформационныхпревращение-развитие уже существующих форм материи, в кинематическихвзаимное равномерное перемещение элементов равновесных систем, в кинетическихвзаимное неравномерное перемещение элементов неравновесных систем. «Движение, – по определению Энгельса, – есть способ существования материи» .

Физические категории «покой» и «движение» являются аналогами онтологических категорий «сущность» и «явление». Они отражают в естестве то, что противолежит в нем как способ существования конкретных натуральных тел и материи в целом. Сущность любого натурального естества состоит в его способности сохранять-уравновешивать себя в системе взаимодействующих сил в данном месте, в данный момент, при данных условиях и данном состоянии. Если оно утрачивает эту способностьоно гибнет, разрушается. Взаимодействие конкретных материальных тел и их элементов и представляет собой движениевечное и всеобщее объективирование материи. «Материя без движения, – пишет Энгельс, – так же немыслима, как движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материямысль, которую прежняя философия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения остается всегда одним и тем же» . Покой и движениедве диалектически противоположные стороны динамических отношений между естественными материальными объектами.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «сила» с диадой ее определений покойдвижение моделируется в триаде механической определенности первого порядка:

СИЛА =

Движение

Покой

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом определения триада механической определенности является предельной в натурной определенности естества.

Категории «тело» и «сила», как ближайшие натуральные определения естества, соотносительнысоотносительными являются и их предикаты: рождение (возникновение) и превращение, покой и движение. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду натурной определенности.

Гептада натурной определенности

В силу того, что триады визуальной, химической и механической определенностей первого порядка находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой, отвечающей закону двойного раздвоения и гексаметрическому алгоритму определений, – они подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде натурной определенности:

       ЕСТЕСТВО

            Тело

         Сила

Рождение

Превращение

Покой

Движение

Гептада натурной определенности естества, как и гептада конкретной определенности сущего, является закономерным результатом диалектического анализасинтеза исходного подлежащего естество в соответствии с принципом единства и многообразия и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Она дает предельно краткое – категориально-диалектическое определение естества, отвечающее указанным принципу и алгоритму. Показывает диалектическую симметриюкоординационно-субординационную взаимосвязь категорий, выражающих натурную определенность естества, ее логическую завершенность, относительную самостоятельность и единораздельность в себе. Вскрывает новые связи и отношения между его определениями: «рождение и покой», «превращение и движение». Рождение-возникновение любого естества связано с образованием определенной равновесной системы из определенного комплекса элементов, а его превращения с прибавлениемубавлением вещества и движения.

Рассмотрев естество в соответствии с принципом единства и многообразия в его натурной определенности, нам остается рассмотреть его в соответствии с принципом отдельного и общего в его таксономической определенности.

2. Таксономическая определенность

Таксономическая определенность естества является аналогом абстрактной определенности сущего, она отражает соотносительность естественных материальных объектов по происхождению и сосуществованию. Любое естество предстает перед нами сначала как нечто наличное, объективно существующее в его экзистенциальной определенности, затем как нечто тождественное-родственное другому в его генетической определенности и, наконец, как нечто, не существующее без другого в его ассоциативной определенности. Экзистенциальная, генетическая и ассоциативная определенности естества являются соответственно аналогами реальной, монадной и ценозной определенностей сущего.

Экзистенциальная определенность

В понятии «экзистенциальная определенность» отражается объективная реальность естества, его неразличенная видимость как наличного нечто. Мы сорвали на лугу цветок, а что это за растение не знаем. Не знаем ни его генеалогии, ни его экологиисреды обитания.

Экзистенциальная определенность естества, отвечающая принципу отдельного и общего, детерминируется категориями: особь и природа, которые являются соответственно аналогами онтологических категорий единичное и мир.

Категория «особьиндивид» отражает генетическую определенность – тождество естества с другим по происхождению. Особь – это генетическая единицаотдельное, конечное в пространстве и преходящее во времени естество, через совокупность которых существует вечная и бесконечная природа.

Категория «природа» отражает ассоциативную определенность – совокупную общность отдельных особей по сосуществованию. Природаестественный материальный физический мир, существующий в каждой отдельной особи, через каждую отдельную особь. Природапервая, субстанциально исходная форма объективной реальности. «Вся доступная нам природа, – пишет Энгельс, – образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признается реальность последнего» . Онтологическая категория мир отражает генетическую общность природы, мышления и обществаобъективной и субъективно-объективной реальностей, не отождествляя и не противопоставляя их альтернативно. Поскольку сознаниепродукт материи, то и мышление не может рассматриваться в отрыве от природы, а соответственно и общество в отрыве от природы и мышления.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого естество с диадой его определений «особьприрода» моделируется в триаде экзистенциальной определенности:

ЕСТЕСТВО =

Природа

Особь

Каждая из сторон естества, отраженная категориями особь и природа, также имеют свои особенности и подлежат специальному рассмотрению в соответствии с принципом отдельного и общегокак генетическая и ассоциативная определенности.

Генетическая определенность

В понятии «генетическая определенность» отражается родство особей между собой, которое может быть видовым и родовым. Категории «вид» и «род» являются аналогами онтологических категорий «особенное» и «всеобщее».

Категория «вид» отражает онтогенетическую определенность – родство особей между собой по их взаимопревращаемости, взаимозаменяемости и воспроизводимости. В неорганическом мире, в обратимых процессах, вещества одного и того же вида могут переходить из одних агрегатных состояний в другие, входить в состав сложных веществ и выделяться из них в том же качестве. В органическом мире особи одного и того же вида потомственно преемственны друг в отношении друга. В общественной жизни людей продукты одного и того же вида взаимозаменяемы между собой: вместо изношенного платья мы шьем или покупаем аналогичное.

Категория «род» отражает филогенетическую определенность – родство между видами, их генетическое единство в исторической ретроспективе и футуристической перспективе как различных форм единой материи. Филогенетически особи дифференцируются на роды: звезды, минералы, существа, растения, животные, люди. Соответственно подразделяются и отрасли знания: астрономия, минералогия, биология, ботаника, зоология, антропология.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого особь с диадой ее определений «видрод» моделируется в триаде генетической определенности:

ОСОБЬ =

Род

Вид

Рассмотрев естество в его генетической определенности, нам остается рассмотреть его в его ассоциативной определенности.

Ассоциативная определенность

В понятии «ассоциативная определенность» отражается природа как совокупное единство всех естественных материальных объектов по сосуществованию. Как определяемое «природа» детерминируется категориями пространство и время, которые являются соответственно аналогами онтологических категорий взаимосвязь и взаимодействие.

Категория «пространство» отражает ареальную определенность – взаимосвязь естественных материальных объектов или их элементов между собой, порядок сосуществования «одного рядом с другим» , внеположенность особей и их элементов друг в отношении друга. Этим определяется их протяженность и объем, взаимная расположенность и расстояние между ними. Пространствопорядок сосуществования особей и их элементов между собой.

Категория «время» отражает хронологическую определенность – процесс следования событийактов взаимодействия естественных материальных объектов «одного за другим» , темп смены – медленнее–быстрееположений и состояний тел и их элементов в ходе их взаимодействия. Времяпроцесс следования событий друг за другом.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «природа» с диадой ее определений пространствовремя моделируется в триаде ассоциативной определенности:

ПРИРОДА =

Время

Пространство

Ассоциативно природа дифференцируется на мир неорганический: вселенная, литосфера и мир органический: биосфера, флора, фауна, народ. Соответственно формируются и науки: космология, литология (геология), биоценология, фитоценология, зооценология, этнография.

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом триада ассоциативной определенности является предельной в таксономической определенности естества.

Категории «особь» и «природа», как ближайшие определения естества в соответствии с принципом отдельного и общего, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: вид и род, пространство и время. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду таксономической определенности.

Гептада таксономической определенности

Триады экзистенциальной, генетической и ассоциативной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде таксономической определенности:

                      ЕСТЕСТВО

Особь

     Природа

Вид

Род

Пространство

Время

Гептада таксономической определенности естества, как и гептада абстрактной определенности сущего, является закономерным результатом диалектического анализа-синтеза исходного подлежащего «естество» в соответствии с принципом отдельного и общего и алгоритмом гексаметрической детерминации. Она дает предельно краткоекатегориально-диалектическое – определение естества, отвечающее этим посылкам. Показывает диалектическую симметриюкоординационно-субординационную взаимосвязь категорий, выражает таксономическую определенность естества, ее логическую завершенность, относительную самостоятельность и единораздельность в себе. Вскрывает новые связи и отношения между ее определениями: вид и ареал (пространство), род и время.

Натурная и таксономическая определенностидве диалектически противоположные стороны одного и того же естества. Они не существуют друг без друга и не сводятся друг к другу. Этим определяется необходимость их рассмотрения не только в различии, но и в дополнении друг другу, как системы физических категорий первого порядка.

3. Система физических категорий первого порядка

Поскольку натурная и таксономическая определенности взаимно дополняют друг друга, т. е. описывают одно и то же подлежащее «естество» они могут быть сведены в единую систему физических категорий первого порядка:

Вид

Род

Пространство

Время

Особь

Природа

ЕСТЕСТВО

Тело

Сила

Рождение

Превращение

Покой

Движение

Система физических категорий первого порядка дает диалектическое определение естества с большего числа сторон, чем гептады натурной и таксономической определенностей взятые порознь. Она выявляет наличие новых связей и отношений между категориями, определяющими естество: тело и особь, сила и природа, рождение и вид, превращение и род, покой и пространство, движение и время. Все эти категории взаимно дополняют и определяют друг друга. Так, категории «тело» и «особь» отражают взаимосвязь между неповторимостью естества как тела и его тождеством с другим как особи. Категории «сила» и «природа» отражают взаимосвязь между противодействием и существованием естеств в природе. Лишь то естество достойно существования, которое в состоянии отстоять свое место в окружающей среде. Категории «рождение» и «вид» отражают онтогенетический круговорот материи. Категории «превращение» и «род» – филогенетическую дивергенцию форм материи в процессе ее исторического развития. Категории «покой» и «среда» (пространство) отражают внутреннее и внешнее кинематическое равновесие естества в себе и в отношении к другомулюбое естество лишь постольку существует, поскольку оно способно уравновесить себя в окружающей среде. Категории «движение» и «время» отражают кинетическое смещениеэффект взаимодействия естественных материальных объектов между собой, способность естества приспособиться к постоянно меняющейся внешней среде.

Вместе с тем система физических категорий первого порядка не исчерпывает всех связей и отношений между натурной и таксономической определенностями естества. Они не только взаимно дополняют, но и проникают друг в другаобразуют систему физических категорий второго порядка.

Глава 2
ФИЗИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ВТОРОГО ПОРЯДКА

Для того чтобы показать взаимное проникновение, связи и отношения категорий натурной и таксономической определенностей, возьмем натурную определенность, как основную сторону противоречия, и рассмотрим каждый ее член в соответствии с принципом отдельного и общего, в плане таксономической определенности и гексаметрического алгоритма детерминации. Для упрощения процесса исследования гептаду натурной определенности расчленим на составляющие ее триады: визуальной, химической и механической определенностей и рассмотрим их соответственно как визуальную, химическую и механическую определенности второго порядка, которые являются соответственно аналогами объективной, абсолютной и релятивной определенностей сущего.

1. Визуальная определенность второго порядка

В своей исходной основе визуальная определенность естества второго порядка заложена в триаде его визуальной определенности первого порядка. В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада переходит теперь в основную триаду визуальной определенности второго порядка:

ЕСТЕСТВО =

СИЛА

ТЕЛО

Согласно с поставленной задачей, каждый член основной триады визуальной определенности второго порядка рассмотрим в соответствии с принципом отдельного и общего, в плане таксономической определенностигексаметрического алгоритма детерминации.

Первый член этой триады – исходное подлежащее «естество» – уже рассмотрен в указанном плане. Получена гептада таксономической определенности. В соответствии с законом двойного раздвоения эта гептада превращается теперь в первую гептаду визуальной определенности:

ЕСТЕСТВО=

Природа   =

Время

Пространство (среда)

Особь    =

Род

Вид

Второй и третий члены основной триады визуальной определенноститело и силатакже должны быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего, как соматическая и динамическая определенности естества, которые являются соответственно аналогами предметной и вещной определенностей сущего.

Соматическая определенность

Соматическая определенность отражает естество как тело, в его самостиотчуждении от другого. Любое естество как тело также имеет свои определения в себе.

Соматическая определенность первого порядка

Ближайшими определениями естества как тела, отвечающими принципу отдельного и общего, являются категории «объем» и «вещество-материя», которые являются соответственно аналогами онтологических категорий форма и содержание. Вещество-материя, как общее, может переходить из однихотдельныхобъемов в другие, тем самым осуществляется генерация одних и трансформация других тел.

Категория «объем» отражает морфологическую определенность естества как тела. Через объем тело объективируется как данное отдельное нечто.

Категория «вещество-материя» отражает субстанциальнуювещественнуюматериальную определенность естества как тела. «Вещество-материя, – пишет Энгельс, – есть ничто иное, как совокупность веществ, из которой абстрагировано это понятие…» . Тела могут быть газообразными, жидкими, твердыми, органическими. Этим предопределяются не только их объемы-формы, но и другие параметры естества.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «тело» с диадой его определений «объемвещество» моделируется в триаде соматической определенности первого порядка:

ТЕЛО =

Вещество

Объем

Категории «объем» и «вещество» также могут быть рассмотрены в соответствии с диалектическим принципом раздвоения-слияния противоположностей как объемная и материальная определенности, которые являются соответственно аналогами морфологической и субстанциальной определенностей сущего.

Геометрическая определенность

В понятии «объемная определенность» отражается пространственная протяженность естества как тела. Объем, как определяемое, детерминируется категориями «масса» и «плотность», которые являются соответственно аналогами онтологических категорий «целое» и «часть».

Категория «масса» отражает объемную целостность тела как данного нечто. Масса является важнейшим физическим параметром материальных тел. Она определяет мощность их гравитационного поля, энергетический потенциал, инертность, импульс и, напротив, сама зависит от скорости движения тела.

Категория «плотность» определяет массу вещества в единице объема. Плотность, как и масса, является одной из важнейших физических характеристик материальных тел. Она характеризует процесс развития материи от простых форм к сложным. Так, плотность вещества мировой космической среды, из которой, в конечном счете, все возникает и в которую все превращается, составляет 1031 г/см3. Плотность межгалактических облаков, которые являются единственно возможной материей, из которой могут строиться звездные системыгалактики, достигает 10241019 г/см3. В процессе дальнейшего развития космической материи от молодых спиральных галактик к старымэллиптическим и шаровидным, от глобул и молодых звезд гигантов к старым звездамжелтым, красным и белым карликам плотность последовательно возрастает. Плотность планет солнечной системы вскрывает сложный процесс их развития. Их плотность возрастает от Меркурия к Земле, снижается от Земли к Сатурну и снова возрастает от Сатурна к Плутону. Земля, как наиболее развитая планета, имеет наибольшую плотность. Сатурннаименьшую. Плотность органических тел также возрастает от молодости к старости. Но здесь опять же есть своя диалектика – прогрессивное возрастание плотности в началестановится разрушительным в конце.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «объем» с диадой его определений «массаплотность» моделируется в триаде объемной определенности:

ОБЪЕМ =

Плотность

Масса

Объемно тела многообразны. Их формы, размеры, пропорции исследуются морфологией, геометрией, геодезией, кристаллографией, архитектурой, эстетикой и другими науками.

Рассмотрев тело в его объемной определенности, нам остается рассмотреть его в его материальной определенности.

Материальная определенность

В понятии «материальнаявещественная» определенность отражается субстанциальная общность тел по содержанию. Единой субстанцией, общим содержанием всех тел является материя. Но, как говорил Аристотель, есть своя материя у каждой вещи. Как известно, тела могут быть газообразными, жидкими, твердыми, органическими. Но есть свои различия и внутри этих различий, что проявляется, в частности, в тканиевой несовместимости органических тел, в различии россыпного золота из разных месторождений и т. д. Вещественные-материальные различия между телами определяются категориями «строение» и «состав». Физические категории строение и состав являются аналогами онтологических категорий строение и состав и тождественны с ними терминологически, но объем понятий, обозначаемый этими терминами в различных системах категорий не одинаков.

В силу исторически сложившихся обстоятельств, некоторые термины большего объема употреблялись сначала в более узких рамках. Это относится, в частности, к терминам «строение» и «состав» – «структура» и «элемент». Сейчас возникла необходимость их употребления в их полном объеме и они уже приобрели философское значение, но это не исключает и их прежнего употребления в их меньшем,   традиционном объеме. Употребляются же, например, категории «форма» и «содержание», «целое» и «часть», «качество» и «количество», «сущность» и «явление» в самых различных областях знаний и сферах практической деятельности людей и это не создает никаких трудностей и неудобств. Правило Аристотеля: то, что сказывается об общем, сказывается и о частномсохраняет свою силу.

Категория «строение» отражает субстанциальную организацию материальных тел по содержанию, их структурную определенность. Различием структурной организации материи предопределяется все многообразие ее форм: газообразных, жидких, твердых, органических. Особенно наглядно роль и значение структурной организации материи объективируется в таких физических явлениях, как агрегатные состояния веществ, аллотропизм, морфотропизм, псевдоморфизм, симметрия и асимметрия, «левизна» и «правизна», обычная и необычная закрученность органических молекул. По своей структурной организации материя делится на два основных вида: диссоциированная и ассоциированная. К диссоциированной материи, по современным научным данным, могут быть отнесены стабильные элементарные частицы: электроны и протоны, фотоны и нейтрино (гравитоны), составляющие первичную компоненту мировой космической среды. К ассоциированнойнестабильные субатомные частицы, формы материи с атомной, молекулярной, кристаллической и клеточной структурой.

Категория «состав» отражает элементную определенность тел по содержанию: из каких и скольких составных частиц состоит вещество данного тела. Роль и значение категории состав характеризуется тем, что все материальные процессы: субатомные, атомные, молекулярные, кристаллохимические, биохимические начинаются и завершаются изменением состава материальных тел.

Вопрос о том, из каких и скольких частиц и каким образом построено вещество тех или иных тел, является исходным в развитии и познании форм материи. Строением и составом определяются не только различия между физическими теламиформами материи, но и способами их движения. Способы движения материи диссоциированной и ассоциированной: с субатомной, атомной, молекулярной, кристаллической и клеточной структурой качественно различны, но они не исключают и не подменяют друг друга. Более сложные формы движения материи включают в себя менее сложные и существуют на их основе. Так, социальная форма движения материи включает в себя все другие формы: физические, химические, механические, биологические и существует на их основе.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого вещество с диадой его определений «строениесостав» моделируется в триаде материальной определенности:

ВЕЩЕСТВО =

Состав

Строение

Субстанциально вещество дифференцируется на плазму, газ, жидкость, твердь, плоть. Соответственно формируются и науки: физика плазмы, газов, жидкостей, твердых тел, биофизика.

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада материальной определенности является предельной в соматической определенности естества.

Поскольку категории «объем» и «вещество» – ближайшие определения естества как тела – соотносительны, соотносительными являются и их предикаты: масса и плотность, строение и состав. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду соматической определенности.

Гептада соматической определенности

Триады соматической определенности первого порядка, геометрической и материальной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи, отвечающей закону двойного раздвоения и гексаметрическому алгоритму детерминации. Они подчиняются

тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде соматической определенности:

ТЕЛО

Объем

Вещество

Масса

Плотность

Строение

Состав

Гептада соматической определенности также является результатом диалектического анализа-синтеза промежуточного подлежащего тело в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом. Она дает категориально-диалектическое определение естества как тела, отвечающее этим посылкам. Показывает диалектическую зависимость между категориями, выражающими соматическую определенность естества и вскрывает между ними новые связи и отношения: масса и строение, плотность и состав.

Гептада соматической определенности дает определение естества как тела, но у естества есть и другая сторонадинамическая определенность.

Динамическая определенность

В понятии «динамическая определенность» естество описывается как сила, в его отношении к другому. Как сила, естество также имеет свои определения в себе.

 

Динамическая определенность первого порядка

Ближайшими определениями силы, отвечающими принципу отдельного и общего, являются категории «величина» и «энергия», которые отвечают онтологическим категориям «мера» и «отношение».

Категория «величина» отражает коррелятивную соотносительность естества как силы с другим, то есть каким является данное естество как сила в сопоставлении с другими силами. «Если бы сущее, – говорит элеат Зенон, – не имело величины, оно не существовало бы» . Все существующее, утверждает Аристотель, воспринимается как величина . Гегель понимает величину как «снятую определенность» . Через величину сила объективируется как нечто для другого – «меньшебольше». Само для себя все велико.

Категория «энергия» отражает деятельнуюакциденциальную определенность естества как силы, его потенциальную и кинетическую способность производить работу при переходе из одних положений, состояний и форм в другие. В соответствии с различием форм взаимодействия и движения различаются и виды энергии: механическая, тепловая, химическая, электрическая, гравитационная, ядерная.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «сила» с диадой ее предикатов моделируется в триаде динамической определенности первого порядка:

 

СИЛА =

Энергия

Величина

Категории «величина» и «энергия» также могут рассматриваться в соответствии с принципом раздвоенияслияния противоположностей, как коррелятивная и акциденциальная определенности естества как силы, которые являются синонимами коррелятивной и акциденциальной определенности сущего.

Коррелятивная определенность

Коррелятивная определенность силы как величины детерминируется категориями «поле» и «напряжение», которые являются аналогами онтологических категорий «качество» и «количество».

Категория «поле» отражает способность материальных тел действовать на другие тела«возможность порождать силы» – динамическое качество естества как силы.

Исторически понятие поле связано с открытием гравитационного взаимодействия тел Ньютоном и электромагнитного взаимодействия электрически заряженных частиц Кулоном. Эти открытия привели к необходимости признания сил, действующих на расстоянии, сил, которые связывают материальные тела в системы и не дают им сливаться друг с другом навечно. Эти открытия привели к попыткам создания полевых гипотез строения материи, исходящих из признания поля субстанциальной основой материи. Своими истоками эти гипотезы восходят к учениям древних натурфилософов-материалистов о «стихиях», как первооснове всего сущего. В новое время полевые гипотезы получили широкое распространение. Их сторонниками были Декарт, Эйлер, Эйнштейн, Гейзенберг и многие другие. Делались попытки дать им естественнонаучное обоснование. Аргументами в пользу полевых гипотез явились открытия электромагнитной природы света, «дефекта массы» и динамической массы, светового давления и взаимоперехода массы и энергии. Тем не менее, эти гипотезы, взятые в абсолютизированной форме, оказались несостоятельными. Идея полевогоконтинуального строения материи приводила к мысли о существовании невесомых «флюидов» световых, тепловых, электрических. Одностороннее истолкование электромагнитной природы массы и взаимосвязи массы с энергией ведет к энергетизму, подмене материи как субстанции физического мира энергией или движением.

Дальнейшие исследования показали, что масса элементарных частиц лишь частично является электромагнитнойполевой, что масса и энергия лишь частично переходят друг в другапри возрастании скорости движения частиц их масса возрастает, при уменьшении скорости движения их масса уменьшается, но не превращается в энергию полностью; что полей существует не одно, а три: электромагнитное, гравитационное и ядерное, которым отвечают четыре формы взаимодействия: электромагнитное, слабое, сильное и гравитационное. Это не согласно с диалектикой. Во-первых, при наличии трех полей не может быть четырех форм взаимодействия; во-вторых, три поля слишком много для диалектики. Если есть диалектика, то с ней надо считаться. Если ее нет, то никчемен о ней разговор. Диалектика состоит в том, что существует два вида фундаментальных диалектически противоположных начал материи: электроны и протоны. Они составляют первичную компоненту мировой космической среды, которую Анаксимандр назвал апейроном. Электроны и протоны атрибутивно обладают массой и взаимно противоположными электрическими зарядами, которым отвечают соответственно гравитационное и электромагнитное поля. Протоны и электроны, взаимодействуя между собой, излучают-поглощают фотоны и гравитоны (нейтрино), частицы электромагнитного и гравитационного полей, этим определяется изменчивость массы протонов и электронов при изменении скорости их движения, т. е. при поглощенииизлучении энергии. Остальные частицыэфемеридыслишком мало живут, чтобы быть фундаментальными, как считает, в частности, английский физик Пайерлс .

Категория «напряжение» отражает и выражает количественную определенность силовых полей: электромагнитного и гравитационного, соотносительную определенность качественно однородных величин.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «величина» и диады ее определений «поленапряжение» моделируется в триаде коррелятивной определенности:

ВЕЛИЧИНА =

Напряжение

Поле

Коррелятивные различия и соотношения величинпредмет математики.

Рассмотрев силу в ее коррелятивной определенности, нам остается рассмотреть ее в ее акциденциальной определенности.

Акциденциальная определенность

Акциденциальнаядеятельная определенность силы как энергии детерминируется категориями «мощность» и «работа», которые являются, соответственно, аналогами онтологических категорий признак и свойство. Так, мощность может быть большой, а производимая работа равной нулю и даже быть отрицательной.

Категория «мощность» отражает потенциальную определенность энергиивозможную дееспособность данного естества как силы.

Категория «работа» отражает кинетическую определенность энергииреализуемую дееспособность данного естества как силы, которая может быть положительной и отрицательной, созидательной и разрушительной.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «энергия» с диадой ее определений «мощностьработа» моделируется в триаде акциденциальной определенности:

ЭНЕРГИЯ=

Работа

Мощность

Акциденциально энергия дифференцируется на виды: механическая, тепловая, химическая, гравитационная, электрическая, ядерная, бионическая. Соответственно, возникают и науки: механика, термодинамика, химия, электродинамика, аэродинамика, гидродинамика, биодинамика.

Согласно с законом двойного раздвоения и алгоритмом гексаметрической детерминации триада акциденциальной определенности является предельной в определении естества как силы в соответствии с принципом отдельного и общего.

Поскольку категории «величина» и «энергия», как ближайшие определения естества как силы, соотносительнысоотносительными являются и их предикаты: поле и напряжение, мощность и работа. В соответствии с этим они также могут быть сведены в единую группугептаду динамической определенности.

Гептада динамической определенности

Триады динамической определенности первого порядка, коррелятивной и акциденциальной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде динамической определенности.

 


СИЛА

       Величина

Энергия

Поле

Напряжение

Мощность

Работа

Гептада динамической определенности также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза промежуточного подлежащего сила в соответствии с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Она дает категориально-диалектическое определение естества как силы, отвечающее этим посылкам. Показывает диалектическую зависимость между категориями, выражающими динамическую определенность естества как силы, и вскрывает между ними новые связи и отношения «поле и мощность», «напряжение и работа» мощное поле, напряженная работа.

Согласно с законом двойного раздвоения гептада динамической определенности является предельной в визуальной определенности естества. В соответствии с этим первая гептада визуальной определенности и гептады соматической и динамической определенностей могут быть сведены в единую системувизуальную определенность.

Визуальная определенность

Между первой гептадой визуальной определенности и гептадами соматической и динамической определенностей также существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады визуальной определенности:

ЕСТЕСТВО=

СИЛА

ТЕЛО

В соответствии с этим первая гептада визуальной определенности и гептады соматической и динамической определенностей могут быть сведены в единую системувизуальную определенность:

ЕСТЕСТВО

Особь

Природа

Вид

Род

Среда

Время

ТЕЛО

СИЛА

Объем

Вещество

Величина

Энергия

Масса

Плотность

Строение

Состав

Поле

Напряжение

Мощность

Работа

Система визуальных категорий так же является результатом диалектического анализа-синтеза исходного подлежащего естество в соответствии с законом двойного раздвоения. Она дает категориально-диалектическое определение естества в его непосредственной видимости и вскрывает новые связи и отношения между его определениями: «тело и особь», «сила и природа»; «объем и вид», «вещество и род», «величина и среда», «энергия и время»; «объем и величина», «вещество и энергия»; «масса и поле», «плотность и напряжение», «строение и мощность», «состав и работа». Система устанавливает наличие триадичных и других кратных связей между определениями в его визуальной определенности. Вместе с тем она не исчерпывает всей многогранности естества в его химической и механической определенностях, к рассмотрению которых и перейдем.

2. Химическая определенность второго порядка

В понятии химическая определенность отражается то, чем детерминируется естество как тело, в его отчуждении от другого – аналог абсолютной определенности сущего. В своей исходной основе эта определенность заложена в триаде химической определенности первого порядка, которая становится теперь основной триадой химической определенности второго порядка:

ТЕЛО =

РАЗВИТИЕ

РОЖДЕНИЕ

Согласно с поставленной задачей, каждый член основной триады химической определенности второго порядка рассмотрим в соответствии с гексаметрическим алгоритмом детерминации.

Первый член этой триады – промежуточное подлежащее «тело» – уже рассмотрено в указанном плане. Получена гептада соматической определенности, которая превращается теперь в первую гептаду химической определенности:

ТЕЛО=

Вещество =

Состав

Строение

Объем    =

Плотность

Масса

Второй и третий члены основной триады химической определенностирождение (возникновение) и развитие (превращение) – также рассмотрим в соответствии с гексаметрическим алгоритмом детерминации, как генеративную и эволюционную определенности естества как тела, которые отвечают соответственно генеративной и трансформационной определенности сущего.

Генерационная определенность

В понятии «генерационная определенность» отражается и выражается то, чем детерминируется рождение – возникновение естества как данного материального тела, решается вопрос, когда и из чего оно возникает. Вопрос, которому натурфилософы-материалисты придавали первостепенное значение. Диалектика, замечает Энгельс, «берет вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сплетении, в их движении, в их возникновении и исчезновении» . Именно возникновениерождение естества как тела мы и рассмотрим сначала.

Генерационная определенность первого порядка

Любое естество как тело когда-то рождается и из чего-то возникаетимеет свою гентильную и генеративную определенности. Ближайшими определениями генерациирождения любого естества как тела являются категории «начало» и «начала». Все начинается с взаимодействия-контакта тех или иных генеративных положительных и отрицательных, плюс-минус начал, их соединения-слияния-захвата одних другими: электронов протонами, анионов

катионами, мужских гамет женскими. Категории «начало» и «начала» являются исходными определениями рождения любого естества как телааналогами и синонимами онтологических категорий «начало» и «начала», определяющих бытие любого отдельного сущего.

Категория «начало»контактотражает гентильную определенностьмомент зарождения любого естества как теласоединение-слияние исходных начал: протонов и электронов, водорода и нейтронов, анионов и катионов, мужских и женских гамет.

Категория «начала» отражает генеративную основу зарождения естества как тела. На различных структурных уровнях развития материиатомном, молекулярном, кристаллическом, клеточномпроцесс зарождения материальных тел имеет свою генеративную основу: электро-протонный апейрон, водород-нейтронную плазму, анионно-катионный раствор, женскую и мужскую плоть. Поскольку основой всех этих основ является электрон-протонный апейрон, то его и будем считать генеративной основой всех сложных форм материи, в том числе и производных генеративных начал: водорода и нейтронов, анионов и катионов, мужских и женских гамет.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость между определяемым «рождение» и диадой его определений «начало-контакт» и «начала-апейрон» моделируется в триаде генерационной определенности первого порядка:

РОЖДЕНИЕ=

Апейрон-начала

Контакт-начало

Категории «контакт-начало» и «апейрон-начала» также имеют свои определения в себе и могут быть рассмотрены в соответствии с принципом диалектического раздвоения, как гентильная и генеративная определенности рождения естества как тела, которые являются аналогами контактной и ассоциативно-диссоциативной определенностей сущего.

 

Гентильная определенность

Гентильная определенность рождения естества как тела детерминируется категориями «агент» и «реагент» – аналогами и синонимами онтологических категорий агент и реагент. На уровне апейронной первоосновы агентом и реагентом зарождения естества как тела выступают взаимное притяжение и отталкивание плюсминус частиц: протонов и электронов – любовь и вражда, по Эмпедоклу. На этом уровне протоны и электроны выступают не только генеративной первоосновой материальных тел, но и источником гентильного самодвижения материи и ее эволюционного развития от простых форм к сложным. «Притяжение и отталкивание, – замечает Энгельс, – столь же неотделимы друг от друга, как положительное и отрицательное, и потому уже на основании самой диалектики (подчеркнуто мною. – Е. К.) можно предсказать, что истинная теория должна отвести отталкиванию такое же важное место, как и притяжению, и что теория материи, основанная только на притяжении, ложна, недостаточна, половинчата» . Особенно следует обратить внимание на подчеркнутые слова. Диалектика должна быть инструментом, законом, алгоритмом мышления, а не софизмом для украшения глупости. Энгельс солидаризируется с Гегелем в том, что «сущность материи составляют притяжение и отталкивание» . Ничто не возникает, не рождается без притяжения и не разрушается, не переходит в другое без отталкивания.

Отталкивание происходит не только в свободных нейтронах, распадающихся на протоны и электроны, распадаются и другие химические элементы, взрываются и разбегаются звезды в звездных ассоциациях, взрываются и разбегаются галактики и в этом нет ничего фатального, как нет ничего фатального и в том, что все возникает и рождается посредством притяжения – соединения и слияния генеративных начал: протонов и электронов, водорода и нейтронов, анионов и катионов, мужских и женских гамет; что все развивается и разрушается посредством поглощения и излучения веществ и энергии. Соотношение между притяжением и отталкиванием может меняться и, несомненно, меняется во времени. Все возникшее растет и стареет. Растут и стареют люди, существа, минералы, звезды, галактики. Но ничто не возникает из ничего и не разрушается в ничто. Происходит непрестанный круговоротассоциациядиссоциацияпревращение материи в тела и обратно, а мир, как говорил Гераклит, «был, есть и будет». Формула Гераклита предельно проста и главное объективна, отвечает диалектике отдельного и общего.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость между определяемым «начало-контакт» и диадой его определений плюсминус – притяжениеотталкиваниемоделируется в триаде гентильной определенности:

Начало–Контакт =

МинусОтталкивание

ПлюсПритяжение

Рассмотрев рождение – возникновениезарождение естества как тела в его гентильной определенности, нам остается рассмотреть его в его генеративной определенности.

Генеративная определенность

Изначальную генеративную основу и среду обитания естества как тела составляет апейрон-тайцзыпервобытный хаоспервичная электрон-протонная компонента мировой космической среды, из которой все возникает и в которую все разрушается. Эта компонента и поныне составляет 95 процентов материи в мировом космическом пространстве. В мире-природе-вселенной и поныне непрестанно что-то возникает-родится, и что-то разрушается-превращается в другое. Такова диалектика отдельного и общего, такова предлагаемая гипотеза. Гипотезу Энгельс называет «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит» . Гипотезу – «философскую систему», указывает Ленин, должно «не заменить другой, односторонней, противоположностью, а включить ее в нечто более высокое» . Предлагаемая гипотеза в полном согласии с гегель-ленинским принципом соответствия новых теоретических посылок «развитию логической философии» , как показано выше, была выдвинута еще древнекитайскими мудрецами в священной книге «И цзин», высказана Анаксимандром и Аристотелем. Эту гипотезу, как справедливо замечает Г. Н. Волков, невозможно опровергнуть «ни в античные времена, ни во времена современные» . С этой гипотезой, по сути дела, солидаризировался Ленин. Он допускал сводимость материи к двум положительным и отрицательным элементам, считал диалектическое раздвоение единого и познание противоречивых частей его сутью диалектикизаконом познания и законом объективного мира . Эта гипотеза подтверждается и утверждается всем ходом бытия и развития всего сущегопутем возникновения и разрушения, рождения, развития и умирания галактик, звезд, минералов, существ, людей. Все сущее возникает и разрушается, родится, живет и умирает единственным путемпутем взаимодействиясоединения и раздвоения генеративных начал: электронов и протонов, протонов и нейтронов, анионов и катионов, путем слияния и воспроизводства мужских и женских гамет, путем обмена веществ и энергии, а мир-природа-вселенная остаются вечными, материя не творится и не исчезает, она лишь переходит из одних форм в другие. Такова диалектика развития логической философии.

Но есть и другие гипотезы.

Эмерджентная гипотеза, как отмечено выше, исходит из того, что материя и вселенная возникли в результате взрыва первоатома невообразимой плотности или первоатома, самогенерирующего материю в столь же невообразимо давние времена, неподдающиеся какой-либо проверке. Остается не ясным: почему этот атом до момента взрыва одиноко блуждал в пустом космическом пространстве и вдруг взорвался? Или пространство и время тоже родились из первоатома? Не исключены и другие «почему?». Эффект Доплераединственный аргумент в пользу данной гипотезы, как отмечено выше, допускает другие толкования.

Гипотеза «Биг бэнг» – «Большого взрыва», как и эмерджентная, не в ладах с диалектикой. Она исходит из того, что вселенная возникла опять же в результате взрыва, происшедшего 1043 лет тому назад, но не первоатома, а первоматерии с плотностью 1093 г/см3 (плотность материи атомного ядра 1015 г/см3) – равномерно распределенной в космическом пространстве, при действительной плотности материи в реальном космическом пространстве 1030 г/см3. Почему эта материя взорвалась в указанный моментне раньше, не позже? Куда исчез остаток первоматерии после «большого взрыва»? Не ясно. В концепции «биг бэнг», по признанию ее поборников, многие ее предположения «не получили еще всестороннего практического подтверждения» . И, тем не менее, она уже заняла «прочное место в теории гравитации и физике элементарных частиц». Стремление создать материю, столь же не правомерно, как стремление создать вечный двигатель. Оба эти стремления не вписываются в диалектику отдельного и общего и не решают проблемы развития материи от простых форм к сложным, в процессе которого происходит и сближение и разбегание материальных объектов.

Итак, согласно диалектике логической философиифилософии, отвечающей логике вещейисходной генеративной материейначалами любого естества как тела является первичная протон-электронная компонента мировой космической средыапейрон. Из этой компоненты все возникаетрождается – и в нее, в конечном счете, все превращается, в том числе и производные генеративные начала сложных форм материи: водород и нейтроны, анионы и катионы, мужские и женские гаметы. Происходит вечный круговорот материи, за пределы которого нам не дано заглянуть, да и не за чем. Надо, как говорил древнеегипетский автор «Песни арфиста», устраивать «свои дела на земле» .

Диалектическая координационно-субординационная зависимость между определяемым «апейрон» и диадой его параметров «протонэлектрон» моделируется в триаде генеративной определенности:

АПЕЙРОН=

Электрон

Протон

Согласно с законом двойного раздвоения триада генеративной определенности является предельной в генерационной определенности рождения естества как тела, отвечающей принципу отдельного и общего.

Поскольку категории «контакт» и «апейрон» как ближайшие определения рождения естества как тела соотносительны, соотносительными являются и их предикаты-параметры: плюс и минус, протон и электрон. В соответствии с этим они также могут быть сведены в единую группугептаду генерационной определенности.

Гептада генерационной определенности

Триады генерационной определенности первого порядка, гентильной и генеративной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде генерационной определенности:

РОЖДЕНИЕ

Контакт

Апейрон

Плюс

Минус

Протон

Электрон

 

Генерационная определенность тел многообразна. Генерация форм материи с атомной, молекулярной, кристаллической и клеточной структурой не идентична, но протекает она в рамках одной и той же гептады определений: притяжения и отталкивания плюс-минус генеративных начал: протонов и электронов, водорода и нейтронов, анионов и катионов, женских и мужских гамет. В соответствии с различием генерационных процессов, различаются и науки, исследующие их специфику: космогония, ядерная физика, геохимия, сексология.

Гептада генерационной определенности дает категориально-диалектическое определение рождения естества как тела, но у тела есть и другая сторона эволюционная определенность.

Эволюционная определенность

В понятии «эволюционная определенность» отражается то, чем детерминируется процесс развития любого естества как тела, его переход из одних состояний в другие и превращение в другие формы. Ни одно естество как тело не пребывает в раз навсегда данном состоянии или данной формевсе изменяется и переходит из одних форм в другие. Процесс развития естества как тела также имеет свои определения в себе.

Эволюционная определенность первого порядка

Ближайшими определениями развития естества как тела, отвечающим диалектике отдельного и общего, являются категории «сохранение» и «изменение», которые являются аналогами и синонимами онтологических категорий сохранение и изменение.

Категория «сохранение» отражает способность естества как тела сохранять себя во взаимодействии с окружающей средой, пока энергия связи его составных частей и элементов уравновешивает внешние воздействия, пока оно способно бороться за свое существование.

Категория «изменение» отражает то, что ни одно естество как тело не изолировано от влияния окружающей среды, оно постоянно изменяется и приспосабливается к ней, растет или стареет.

Диалектическая координационно-