Е.С.Кузьмин «Система «Человек и Мир»

 

Раздел 3
СИСТЕМА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ
КАТЕГОРИЙ

Гносеология – теория познаниянаука об интеллектуальном воспроизводстве человеческой жизни посредством отражения отношений человека к действительности в понятиях.

Понятия – по определению Ленина, есть «высший продукт мозга, высшего продукта материи». «Человеческие понятия, – указывает Ленин,субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике». В понятиях человека «своеобразно и диалектически» отражается природа». Но «понятие не существует для самого себя». «В понятиях человека, которые должны быть также обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязанны, едины в противоположностях, дабы обнять мир. Продолжение дела Гегеля и Маркса должно состоять в диалектической обработке истории человеческой мысли, науки и техники». «Понятие есть форма отражения природы в познании человека». «Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными» . Посредством понятий человек отражает мир вещей в своем сознании.

Как специфический род сущего, понятия также могут быть рассмотрены в соответствии с онтологическим алгоритмом и моделированы категориально-диалектически во всей их многогранности. Начнем рассмотрение совокупности категорий, определяющих понятие как предмет исследования, в его гносеологической определенности первого порядка.

 

Глава 1
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ПЕРВОГО ПОРЯДКА

В соответствии с законом двойного раздвоения понятие, как и любое сущее, мы рассмотрим в двух диалектически противоположных аспектах: конкретном в соответствии с принципом единства и многообразия как апостериорную определенность и абстрактном в соответствии с принципом отдельного и общего как априорную определенность. То, что для более раннего времени, замечает Ленин, было делом опыта – апостериорно для человека, в более позднее время становится делом разума – априорным для философа .

1. Апостериорная определенность

В понятии «апостериорная определенность» отражаются и выражаются знания, полученные при помощи чувственных восприятийпо Канту. Гносеологическая категория «апостериорная определенность» отвечает онтологической категории «конкретная определенность».

Апостериорная определенностьэто конкретная детерминация человека в окружающем мире посредством понятий. Она также имеет свою логическую структуру и относительную самостоятельность в себе. Любое понятие отражает и выражает, прежде всего, субъективную определенность объекта как наличного нечто, затем детерминирует объект в его психической данности и, наконец, как нечто в отношении к другому в его духовной (спиритной) определенности. В соответствии с законом двойного раздвоения каждая их этих определенностей также является диалектически двойственной: имеются субъективная, психическая и спиритная (духовная) определенности первого и второго порядков.

Субъективная определенность первого порядка

В понятии «субъективная определенность» отражается и выражается понятие как мысленное отражение и выражение объектов окружающего мира в сознании человека. В соответствии с принципом единства и многообразия любое понятие едино как образ объекта и многообразно как знание объекта. Так, человек как образ един для всех людей, знание же у каждого человека о человеке не тождественно другому человеку. Категории «образ» и «знание» отражают и выражают в понятии то, что противолежит в нем как тезис и антитезис в синтезисеявляются аналогами онтологических категорий предмет и вещь.

Категория «образ» является мысленным отражением объекта в сознании человека и выражает душевнуюпсихическую определенность понятия, его единство в себе.

Категория «знание» также является мысленным отражением объекта в сознании человека и выражает духовную (спиритную) определенность понятия, его многообразие в отношении к другому.

Диалектическая координационно-субординационная зависимость определяемого «понятие» с диадой его ближайших определений «образзнание» моделируется в триаде субъективной определенности первого порядка:

ПОНЯТИЕ=

Знание

Образ

Предикаты «понятия»: «образ» и «знание» также имеют свои определения в себе и могут быть рассмотрены в соответствии с принципом единства и многообразия как психическая и спиритная определенности первого и второго порядков.

 

Психическая определенность первого порядка

В «понятии психическая определенность» отражается и выражается процесс душевного формирования понятий. Любое понятие есть, прежде всего, мысленный образ – продукт душевно-психического отношения человека (субъекта) к предмету (объекту). Посредством психики человек не только формирует свои понятия об окружающем мире вещей, но и ориентируется в этом мире, направляет и регламентирует свою деятельность. Психическая определенность также имеет свои определения в себе: восприятие и представление.

Категория «восприятие» отражает и выражает способность души-сознания-чувств человека различать и образно-понятийно усваивать события и явления, предметы и вещи, их стороны и отношения.

Категория «представление» отражает и выражает способность души человека воспроизводить в сознании ранее воспринятые образы объектов и способность оперировать ими в сознании.

Конструктивно категориально-диалектическая взаимосвязь определяемого «образ» с диадой его предикатов «восприятиепредставление» моделируется в триаде психической определенности первого порядка:

ОБРАЗ=

Представление

Восприятие

Категория «знание» также может быть рассмотрена в соответствии с принципом единства и многообразия как спиритная (духовная) определенность.

Спиритная определенность первого порядка

В понятии «спиритная определенность» отражается и выражается процесс духовного формирования понятий. Любое понятие – это не только образ – продукт душевно-психического отношения человека (субъекта) к предмету (объекту), но и продукт духовного познания человеком окружающего мира. Посредством знаний человек не только приспосабливается к окружающей действительности, но и призван направленно преобразовывать ее по законам разума в соответствии с ее действительно имманентными законами, не насилуя, не извращая, а обогащая окружающий мир. Каждое новое поколение людей, по Марксу, должно оставлять Землю в лучшемболее культивированном состоянии. Любое «понятие» как «знание» также имеет свои определения в себе: истину и мнение, которые отвечают соответственно онтологическим категориям «сущность» и «явление».

Категория «истина» отражает и выражает полноеабсолютное соответствие знаний объекту .

Категория «мнение» отражает и выражает истину относительнуюнеполную, приближающуюся к абсолютной. Но мнение может быть и ложным.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «знание» с диадой его ближайших предикатов «истинамнение» моделируется в триаде спиритной определенности первого порядка:

ЗНАНИЕ=

Мнение

Истина

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада спиритной определенности первого порядка является предельной в апостериорной определенности понятия.

Категории «образ» и «знание», как ближайшие определения понятия, соотносительнысоотносительными являются и их предикаты: восприятие и представление, истина и мнение. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду апостериорной определенности.

Гептада апостериорной определенности

В силу того, что триады субъективной, психической и спиритной определенностей первого порядка находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой, отвечающей закону двойного раздвоения и гексаметрическому алгоритму детерминации, – они подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде апостериорной определенности:

ПОНЯТИЕ

Образ

Знание

Восприятие

Представление

Истина

Мнение

Гептада апостериорной определенности понятия, как и гептада конкретной определенности сущего, является закономерным результатом диалектического анализа-синтеза исходного подлежащего понятия в соответствии с принципом единства и многообразия и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Она дает предельно краткоекатегориально-диалектическоеопределение понятия, отвечающее указанным принципу и алгоритму. Показывает диалектическую симметриюкоординационно-субординационную взаимосвязь категорий, выражающих апостериорную определенность понятия, ее логическую завершенность, относительную самостоятельность и единораздельность в себе. Вскрывает новые связи и отношения между определениями понятия: восприятие и истина, представление и мнение.

Рассмотрев понятие как предмет исследования в соответствии с принципом единства и многообразия в его конкретнойапостериорной определенности, нам остается рассмотреть его в соответствии с принципом отдельного и общего в его абстрактнойаприорной определенности.

2. Априорная определенность

Процесс формирования и оперирования понятиями не только процесс восхождения от опыта к разуму, но и процесс нисхождения от разума к опытуне только процесс от конкретного к абстрактному, но и от абстрактного к конкретномуне только от апостериори к априори, но и от априори к апостериори.

Процесс априорного формирования воззрений на мир идет, говоря словами Ленина, «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» , – от гипотезы, к теории и практике, – «таков, – по Ленину, – диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» .

Априорное мышление, как и апостериорное, имеет в себе свою имманентную структуру, логическую завершенность, относительную самостоятельность и самораздельность в себе: гипотетическую, теоретическую и прагматическую определенности.

Гипотетическая определенность

Гипотетическое формирование и определение понятий начинается с живогочувственного созерцания окружающего мира, которое протекает от анимизма и аниматизма к различным формам религии. Однако эти гипотезы оказались слишком удобными для спекулятивной идеологии господствующих и эксплуататорских классов и, главное, не отвечали объективной логике вещей. Поиски гипотезы, отвечающей логике вещей, как показано выше, начались три тысячи лет тому назад и продолжаются поныне. Ленинская гипотеза самодвижения всего сущего, содержащая в себе логический код последовательного развертывания всей совокупности моментов действительности все еще не получила ни понимания, ни признания, ни развития.

Гипотетическая определенность понятия, как и все сущее, имеет свои определения в себе, первыми из которых являются мыслитель и мышление. Понятия не существуют вне и независимо от мыслителя и мышления.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь исходного подлежащего понятие с диадой его ближайших предикатов мыслитель-мышление, отвечающих принципу отдельного и общего, моделируется в триаде гипотетической определенности:

ПОНЯТИЕ=

Мышление

Мыслитель

Категории мыслитель и мышление также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как теоретическая и прагматическая определенности.

Теоретическая определенность

Отсутствием признанной, логически стройной гипотезы-концепции воззрений на мир, отвечающей логике вещей, объясняется и тот факт, что у нас «до сих пор не подготовлены капитальные труды по теории материалистической диалектики, материалистического понимания истории, коммунистической общественно-экономической формации» . Они и не могут быть подготовлены в обход и вопреки ленинской концепции-гипотезы развития всего сущего, посредством самодвижения.

В понятии «теоретическая определенность» отражается и выражается возможность и необходимость адекватного моделирования отношений человека к действительности в понятиях и направленного программирования этих отношений. В условиях отсутствия единой, стройной и строгой теории этих отношений их моделирование и программирование осуществляется различными группами людей произвольно с различных идеологических позиций в соответствии с логикой их групповыхпартийных интересов.

Понятие «мыслитель» также имеет свои определения в себе, отвечающие принципу отдельного и общего: мысль и отражение.

Категория «мысль» означает субъективную способность человека как мыслителя превращать объекты, их стороны и отношения в факты сознания.

Категория «отражение» означает субъективную способность человека как мыслителя оперировать мыслями как фактами сознания, независимо от объектов, которые они отражают.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «мыслитель» с диадой его предикатов «мысль-отражение» моделируется в триаде теоретической определенности:

МЫСЛИТЕЛЬ=

Отражение

Мысль

Прагматическая определенность

Независимо от того, есть ли у людей единая, стройная и строгая теория отношений человека к действительностичеловек повседневно и пожизненно находится в постоянных отношениях с окружающим миром. И поскольку нет единой общепризнанной теории этих отношений каждый человек или группа людей строит эти отношения по своей модели: одни люди культивируют растения, приручают животных, добывают руду,

открывают атомную энергию, строят космические кораблидругиеворуют, грабят, убиваютИ все они мыслят – по-своему осмысливают и выражают свои отношения к действительности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «мышление» с диадой его предикатов «осмыслениевыражение» моделируется в триаде прагматической определенности:

МЫШЛЕНИЕ=

Выражение

Осмысление

Осмысление может быть и недомыслием. Выражениедобром и злом.

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада прагматической определенности является предельной в априорной определенности понятия.

Категории «мыслитель» и «мышление», как ближайшие априорные определения понятия, соотносительны, следовательно, соотносительными являются и их предикаты: мысль и отражение, осмысление и выражение. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду априорной определенности.

Гептада априорной определенности

В силу того, что триады гипотетической, теоретической и прагматической определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой, отвечающей закону двойного раздвоения и гексаметрическому алгоритму детерминации, – они подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде априорной определенности:

                         ПОНЯТИЕ

Мыслитель

Мышление

Мысль

Отражение

Осмысление

Выражение

Гептада априорной определенности понятия, как и гептада абстрактной определенности сущего, является закономерным результатом диалектического анализасинтеза исходного подлежащего «понятие» в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Она дает предельноекатегориально-диалектическоеопределение понятия, отвечающее указанным принципу и алгоритму. Показывает диалектическую симметриюкоординационно-субординационную взаимосвязь категорий, выражающих априорную определенность понятия, ее логическую завершенность, относительную самостоятельность и единораздельность в себе. Вскрывает новые связи и отношения между определениями понятиями: «мысль и осмысление», «отражение и выражение».

Априорная и апостериорная определенностидве диалектически противоположные стороны одного и того же исходного подлежащего понятие. Они взаимно дополняют друг друга, не существуют друг без друга и не сводятся друг к другу. Этим определяется необходимость их рассмотрения не только в их различии, но и во взаимном дополнении и проникновении друг другом.

3. Система гносеологических категорий
первого
порядка

Поскольку апостериорная и априорная определенности взаимно дополняют друг друга, т. е. описывают одно и то же подлежащее понятие, они могут быть сведены в единую систему гносеологических категорий первого порядка:

Мысль

Отражение

Осмысление

Выражение

Мыслитель

Мышление

  ПОНЯТИЕ

Образ

Знание

Восприятие

Представление

Истина

Мнение

Система гносеологических категорий первого порядка дает категориально-диалектическое определение подлежащего понятие с большего числа сторон, чем гептады апостериорной и априорной определенностей, взятые порознь. Она выявляет новые связи и отношения между категориями, определяющими понятие: «образ и мыслитель», «знание и мышление»; «восприятие и истина», «представление и мнение»; «восприятие и мысль», «представление и отражение», «истина и осмысление», «мнение и выражение». Все эти категории взаимно дополняют и определяют друг друга.

Однако и данная система не исчерпывает всех связей и отношений между апостериорной и априорной определенностями понятия. Эти определенности не только взаимно дополняют, но и проникают друг в друга.

Глава 2
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ВТОРОГО ПОРЯДКА

Для того чтобы показать связи и отношения категорий апостериорной и априорной определенностейих взаимное проникновение, возьмем апостериорную определенность и рассмотрим каждый ее член в соответствии с принципом отдельного и общего, в плане априорной определенности и гексаметрического алгоритма категориально-диалектического моделирования. Для упрощения процесса исследования гептаду апостериорной определенности расчленим на составляющие ее триады: субъективной, психической и спиритной определенностей и рассмотрим соответственно субъективную, психическую и спиритную определенности второго порядка.

1. Субъективная определенность второго порядка

В своей исходной основе субъективная определенность второго порядка заложена в триаде субъективной определенности первого порядка. В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада переходит теперь в основную триаду субъективной определенности второго порядка:

ПОНЯТИЕ=

ЗНАНИЕ

ОБРАЗ

Согласно с поставленной задачей, каждый член основной триады субъективной определенности рассмотрим в соответствии с принципом отдельного и общего в плане априорной определенности и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования.

Первый член этой триадыисходное подлежащее понятие – уже рассмотрено в указанном плане. Получена гептада априорной определенности. В соответствии с законом двойного раздвоения эта гептада превращается теперь в первую гептаду субъективной определенности:

ПОНЯТИЕ=

Мышление =

Выражение

Осмысление

Мыслитель =

Отражение

Мысль

Второй и третий члены основной триады субъективной определенности первого порядкаобраз и знание – также могут и должны быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации как иконическая и адекватная определенности, которые являются соответственно аналогами предметной и вещной определенностей сущего.

Иконическая определенность

В понятии «иконическая определенность» детерминируется субъективное отражение объекта в виде образа, который также имеет свои определения в себе: факт и сознание.

Категория «факт» субъективно отражает и выражает объект как наличное нечто.

Категория «сознание» фиксирует субъективный образ объекта как идеальную копию предмета.

Триада иконической определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего образ с диадой его ближайших определений фактсознание моделируется в триаде иконической определенности:

ОБРАЗ=

Сознание

Факт

Категории «факт» и «сознание» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как эмотивная и идеальная определенности.

Эмотивная определенность

В понятии «эмотивная определенность» детерминируется субъективное отражение и выражение объекта как данного факта. Категория «факт» также имеет свои определения в себе: внимание и впечатление.

Категория «внимание» отражает и выражает избирательно-активное состояние психической деятельности направленно ориентированной на данный факт.

Категория «впечатление» отражает и выражает глубину эмотивного воздействия данного факта на сознание человека.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «факт» с диадой его предикатов «вниманиевпечатление» моделируется в триаде эмотивной определенности:

ФАКТ=

Впечатление

Внимание

Накопление фактов в сознании человеканепременное условие познания действительности. Факты, по определению Менделеева, – хлеб науки.

Идеальная определенность

В понятии «идеальная определенность» отражается и выражается способность сознания производить мысленные снимки объектов, их граней и отношений и способность мысленно оперировать ими как образами и понятиями. Категория сознание также имеет свои определения в себе: память и след.

Категория «память» отражает и выражает способность сознания хранить и накапливать в себе образы и понятия.

Категория «след» определяет степень закрепления образов и понятий в сознании.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «сознание» с диадой его предикатов «памятьслед» моделируется в триаде идеальной определенности:

СОЗНАНИЕ=

След

Память

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования триада идеальной определенности является предельной в иконической определенности образа.

Категории «факт» и «сознание», как ближайшие определения образа, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: внимание и впечатление, память и след. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду иконической определенности.

Гептада иконической определенности

Триады иконической, эмотивной и идеальной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде иконической определенности:

    ОБРАЗ

                Факт

Сознание

Внимание

Впечатление

Память

След

Согласно с законом двойного раздвоения гептада иконической определенности образа детерминирует лишь одну сторону субъективной определенности понятия, вторую сторону которой составляет адекватная определенность знания.

Адекватная определенность

В понятии «адекватная определенность» детерминируется соответствие знаний объекту познания. Категория «знание» также имеет свою определенность в себе, которая определяется категориями: опыт и познание.

Категория «опыт» отражает экспериментальную определенность знаниязнание проверенное специально поставленным опытом, экспериментом – теория, проверенная историей природы и общества.

Категория «познание» означает системную определенность знанийзнания, приведенные в определенный логически стройный порядок.

Триада адекватной определенности

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «знание» с диадой его ближайших определений опыт-познание моделируется в триаде адекватной определенности:

ЗНАНИЕ=

Познание

Опыт

Категории «опыт» и «познание» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как экспериментальная и систематическая определенности.

Экспериментальная определенность

В понятии «экспериментальная определенность» отражается и выражается то, что категория «опыт» также имеет свои определения в себе: анализ и синтез.

Категория «анализ» означает метод научного исследования объекта познания путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта посредством логической абстракции.

Категория «синтез» означает метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей, который состоит в соединении выделенных в процессе анализа частей и составных элементов.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «опыт» с диадой его предикатов «анализсинтез» моделируется в триаде экспериментальной определенности:

ОПЫТ=

Синтез

Анализ

Систематическая определенность

В понятии «систематическая определенность» отражается и выражается логически последовательный ход познания и порядок изложения полученных знаний. Категория «познание» также имеет свои определения в себе: индукция и дедукция.

Категория «индукция» означает логический ход познания от отдельныхчастных фактов к их обобщениямсистематизацию знаний от доводов к выводам.

Категория «дедукция» означает логический ход познания от общего к частномуотдельномусистематизацию знаний от вывода к доводу.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «познание» с диадой его ближайших предикатов «индукциядедукция» моделируется в триаде систематической определенности:

ПОЗНАНИЕ=

Дедукция

Индукция

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектической детерминации триада систематической определенности является предельной в адекватной определенности знаний.

Категории «опыт» и «познание» как ближайшие определения знания соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: анализ и синтез, индукция и дедукция. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду адекватной определенности.

Гептада адекватной определенности

Триады адекватной, экспериментальной и систематической определенностей находятся в закономерной триадичной

координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде адекватной определенности:

                               ЗНАНИЕ

Опыт

Познание

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада адекватной определенности является предельной в субъективной определенности понятия. В соответствии с этим гептады априорной, иконической и адекватной определенностей могут быть сведены в единую системукатегориально-диалектическую модель субъективной определенности.

Субъективная определенность

Между гептадами априорной, иконической и адекватной определенностей также существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады субъективной определенности:

ПОНЯТИЕ=

ЗНАНИЕ

ОБРАЗ

В соответствии с этим гептады априорной, иконической и адекватной определенностей могут быть сведены в единую системусубъективную определенность.

 

ПОНЯТИЕ

Мыслитель

Мышление

Мысль

Отражение

Осмысление

Выражение

ОБРАЗ

ЗНАНИЕ

Факт

Сознание

Опыт

Познание

Внимание

Впечатление

Память

След

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

Данная система категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза исходного подлежащего «понятие» в соответствии с законом двойного раздвоения. Эта система отражает и выражает не только взаимную зависимость между большим количеством определений понятия, но и вскрывает между ними новые координационно-субординационные связи и отношения.

Субъективная определенность понятия является категориально-диалектическим аналогом объективной определенности сущего. Субъективная определенность понятия, как и объективная определенность сущего, дает определение понятия лишь в его непосредственной данности. Она не вскрывает многогранности ни психической, ни спиритной определенностей понятия, которые также нуждаются в специальном рассмотрении.

2. Психическая определенность второго порядка

В своей исходной основе психическая определенность понятия второго порядка заложена в триаде психической определенности первого порядка. В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада переходит в свое иное бытие – основную триаду психической определенности:

ОБРАЗ=

Представление

Восприятие

Каждый член этой триады рассмотрим в соответствии с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования. Ее первый членобраз – уже рассмотрен в указанном плане. Получена гептада иконической определенности, которая превращается теперь в первую гептаду психической определенности:

 

ОБРАЗ=

Сознание  =

След

Память

Факт     =

Впечатление

Внимание

В том факте, что первая гептада психической определенности тождественна иконической определенности понятия выражается взаимосвязь между субъективной и иконической определенностями, переход одной в другую.

Второй и третий члены основной триады психической определенностивосприятие и представление – также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации, как перцепционная и апперцепционная определенности.

Перцепционная определенность

В понятии «перцепционная определенность» отображается непосредственное восприятие объективной действительности органами чувств человека в виде образов. Восприятие также имеет свои определения в себе: событие и ощущение.

Категория «событие» означает непосредственно воспринятое человеком явлениесо-бытие.

Категория «ощущение» означает исходное воздействие внешних событий на органы чувств человека.

Триада перцепционной определенности

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего восприятие с диадой его ближайших предикатов моделируется в триаде перцепционной определенности:

ВОСПРИЯТИЕ=

Ощущение

Событие

Категории «событие» и «ощущение» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как сенсационная и сенсорная определенности.

Сенсационная определенность

В понятии «сенсационная определенность» отражается и выражается особоеудивительноесобытие, обратившее на себя внимание человека и оставившее у него впечатление конкретного факта-случая. Категория «событие» также имеет в себе свои определения: объект и субъект.

Категория «объект» означает наличие внешнего предмета, привлекшего внимание человека.

Категория «субъект» означает человека, обратившего внимание на данный объект.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «событие» с диадой его предикатов «объектсубъект» моделируется в триаде сенсационной определенности:

СОБЫТИЕ=

Субъект

Объект

Сенсорная определенность

В понятии «сенсорная определенность» отражается и выражается факт актуального включения данного внешнего события в систему психических ощущений человека. Категория «ощущение» также имеет свои определения в себе: явление и чувства.

Категория «явление» отражает и выражает процессы, независимо протекающие в объекте, которые могут быть восприняты или не восприняты субъектом.

Категория «чувства» означает потенциальную возможность ощущений, которые могут быть в данном случае или не быть.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость между промежуточным подлежащим «ощущение» и диадой его предикатов «явлениечувства» моделируется в триаде сенсорной определенности:

ОЩУЩЕНИЕ=

Чувства

Явление

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования триада сенсорной определенности является предельной в перцепционной определенности понятия.

Категории «событие» и «ощущение», как ближайшие определения восприятия, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: объект и субъект, явление и чувства. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду перцепционной определенности.

Гептада перцепционной определенности

Триады перцепционной, сенсационной и сенсорной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде перцепционной определенности:

ВОСПРИЯТИЕ

Событие

Ощущение

Объект

Субъект

Явление

Чувства

Согласно с законом двойного раздвоения гептада перцепционной определенности «образа» детерминирует лишь одну сторону психической определенности «понятия», вторую сторону которого составляет апперцепционная определенность представления.

Апперцепционная определенность

В понятии «апперцепционная определенность» представление отражается и выражается как чувственно-наглядный образ предметов, явлений, событий действительности, идеально сохраняемый и воспроизводимый в самосознании без дополнительного воздействия предметов, явлений, событий на органы чувств. У животных представление, будучи высшей формой психического отражения, выступает как регулятор поведения. У человека представление существует на базе общественно-практической деятельности, опосредствованно в практике и закрепленное в языке.

Категория «представление» также имеет свои определения в себе: понимание и толкование.

Категория «понимание» отражает и выражает объективное содержание представляемых предметов, явлений, событий в соответствии с логикой вещей.

Категория «толкование» отражает и выражает субъективный смысл и значение для данного человека представляемых предметов, явлений, событий в соответствии с логикой интересов.

Триада апперцепционной определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим представление и диадой его ближайших предикатов «понимание-толкование» моделируется в триаде апперцепционной определенности:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ=

Толкование

Понимание

Категории «понимание» и «толкование» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как информационная и интерпретационная определенности.

Информационная определенность

В понятии информационная определенность отражается и выражается понимание объективной действительности такой, какой она дается в наших непосредственных чувственных восприятиях без каких-либо субъективных прибавлений.

Категория «понимание» также имеет в себе свои определения: наблюдение и данные.

Категория «наблюдение» означает то, что человек сам видит и по-своему понимает окружающий мир вещей.

Категория «данные» означает информацию, полученную конкретным человеком, непосредственно наблюдавшим за происходящими событиями. Современный человек пользуется в основном сведениями из других и даже десятых рук. Это отдаляет его от реальной действительности и захлестывает чужой информацией, которая не всегда понимается и принимается достаточно полно, но с другой стороныбесконечно более обширна. Неслучайно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «понимание» с диадой его ближайших предикатов «наблюдениеданные» моделируется в триаде информационной определенности:

ПОНИМАНИЕ=

Данные

Наблюдение

 

Интерпретационная определенность

В понятии «интерпретационная определенность» отражается то, как информация толкуется в соответствии с логикой интересов наблюдателя, которая может отвечать и не отвечать логике вещей.

Категория «толкование» также имеет свои определения в себе: смысл и значение.

Категория «смысл» означает оценку данного события в соответствии с логикой вещей.

Категория «значение» означает оценку информации о данном событии в соответствии с логикой интересов.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость между промежуточным подлежащим «толкование» и диадой его предикатов «смыслзначение» моделируется в триаде интерпретационной определенности:

ТОЛКОВАНИЕ=

Значение

Смысл

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада интерпретационной определенности является предельной в апперцепционной определенности представления.

Категории «понимание» и «толкование» как ближайшие определения представления соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: наблюдение и данные, смысл и значение.
В
соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду апперцепционной определенности.

Гептада апперцепционной определенности

Триады апперцепционной, информационной и интерпретационной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде апперцепционной определенности:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Понимание

Толкование

Наблюдение

Данные

Смысл

Значение

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада интерпретационной определенности является предельной в психической определенности образа. В соответствии с этим гептады иконической, перцепционной и апперцепционной определенностей могут быть сведены в единую системукатегориально-диалектическую модель психической определенности.

Психическая определенность

Между гептадами иконической, перцепционной и апперцепционной определенностей также существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады психической определенности:

ОБРАЗ=

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ВОСПРИЯТИЕ

В соответствии с этим гептады иконической, перцепционной и апперцепционной определенностей могут быть сведены в единую систему психической определенности:

 

ОБРАЗ

Факт

Сознание

Внимание

Впечатление

Память

След

ВОСПРИЯТИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Событие

Ощущение

Понимание

Толкование

Объект

Субъект

Явление

Чувства

Наблюдение

Данные

Смысл

Значение

Данная система категорий опять же является закономерным результатом диалектического анализасинтеза промежуточного подлежащего «образ» в соответствии с законом двойного

раздвоения. Эта система отражает и выражает не только взаимную зависимость между большим количеством определений образа, но и вскрывает между ними новые координационно-субординационные связи и отношения.

Психическая определенность образа является категориально-диалектическим аналогом абсолютной определенности предмета в системе онтологических категорий. Психическая определенность понятия дает лишь его эмотивное определение, но понятие имеет и свою вторую адекватную сторонуспиритную определенность.

3. Спиритная определенность второго порядка

В своей исходной основе спиритная определенность понятия второго порядка заложена в триаде спиритной определенности первого порядка.
В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада переходит теперь в свое иное бытие – основную триаду спиритной определенности:

ЗНАНИЕ=

ИСТИНА

МНЕНИЕ

Каждый член этой триады также рассмотрим в соответствии с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Ее первый член – знание – уже рассмотрен в указанном плане. Получена гептада адекватной определенности, которая превращается теперь в первую гептаду спиритной определенности:

ЗНАНИЕ=

Познание   =

Дедукция

Индукция

Опыт        =

Синтез

Анализ

В том факте, что первая гептада спиритной определенности тождественна адекватной определенности понятия, выражается взаимосвязь между субъективной и спиритной определенностями, переход одной определенности в другую.

Второй и третий члены основной триады спиритной определенностиистина и мнение – также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации, как верификационная и сциентическая определенность.

Верификационная определенность

В понятии «верификационная определенность» отражается и выражается истинность – соответствие наших знаний объекту. «Истина, – по замечанию Ленина, – есть согласующееся с объектом знание» . Гносеологическая категория истина является аналогом онтологической категории сущность.

Категория «истина» как подлежащее также имеет свои определения в себе: посылка и допущение.

Категория «посылка» означает исходное аксиоматическое суждение, истинность которого основывается на предыдущем знании. «Практическая деятельность человека, – указывает Ленин, – миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению различных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом» . Аксиоматическая посылкалогическое основание для последующих умозаключений.

Категория «допущение» означает исходное постулативное суждение, истинность которого должна быть доказана последующими умозаключениями, подтвержденными практическими результатами.

Триада верификационной определенности

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего истина с диадой его ближайших предикатов посылка-допущение моделируется в триаде верификационной определенности:

 

ИСТИНА=

Допущение

Посылка

Категории «посылка» и «допущение» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как аксиоматическая и постулативная определенности.

Аксиоматическая определенность

В понятии «аксиоматическая определенность» отражается и выражается то, что не все может быть доказано эмпирически и экспериментально, как на это указывал еще Аристотель. Что-то должно быть признано логически.

Одни философы в соответствии с диалектической логикой вещей признают аксиому диалектико-материалистического монизма, которая и составляет логическую основу ленинской концепции самодвижения всего сущего, другие не признают, поэтому все иные аксиоматические посылки, как показано выше, основываются на полном непонимании объективной диалектики конечного и бесконечного, вечного и преходящего, а также на субъективной логике сословно-классовых интересов.

Категория «посылка» также имеет свои определения в себе: логика и интерес.

Категория «логика» означает понимание действительности такой, какой она дается человеку в его чувственных восприятиях, в соответствии с диалектикой вещей, без каких-либо посторонних прибавлений.

Категория «интерес» означает толкование действительности с позиций сословно-классовой логики идеологических интересов.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «посылка» с диадой ее предикатов «логика-интерес» моделируется в триаде аксиоматической определенности:

ПОСЫЛКА=

Интерес

Логика

Постулативная определенность

В понятии «постулативная определенность» отражается и выражается гипотетическое допущение – версия, принятая для объяснения того или иного явления, факта, события, истинность которой необходимо доказать в последующем исследовании.

Категория «допущение» также имеет в себе свои определения: догадка и навык.

Категория «догадка» – чутье-интуиция отражает и выражает эндогенную способность-талант человека направленно ориентироваться в происходивших, происходящих или предстоящих событиях, явлениях, фактах; способность в той или иной мере их предварительного толкования-постулирования.

Категория «навык» – ученость-эрудиция отражает и выражает экзогенную способностьспециальность человека профессионально ориентироваться в происходивших, происходящих или предстоящих событиях, явлениях, фактах, способность в той или иной мере их профессионального понимания и толкования-постулирования.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «допущение» с диадой его предикатов «догадканавык» моделируется в триаде постулативной определенности:

ДОПУЩЕНИЕ=

Навык

Догадка

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования триада постулативной определенности является предельной в верификационной определенности истины.

Категории «посылка» и «допущение», как ближайшие определения истины соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: логика и интерес, догадка и навык. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду верификационной определенности.

Гептада верификационной определенности

Триады верификационной, аксиоматической и постулативной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде верификационной определенности:

ИСТИНА

Посылка

Допущение

Логика

Интерес

Догадка

Навык

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада верификационной определенности знаний детерминирует лишь одну сторону спиритной определенности понятия, вторую сторону которого составляет сциентическая определенность мнения.

Сциентическая определенность

В понятии «сциентическая определенность» мнение отражается и выражается как относительная истинность познания так и его заблуждение. Соответственно мнение, если оно основывается на приоритете логики вещей может приближаться к истине и, напротив, если оно основано на приоритете логики интересов, может удаляться от истины.

Категория «мнение» также имеет свои определения в себе: суждение и умозаключение.

Категория «суждение» означает констатационный процесс мысленной обработки данных наблюдения за происходящими событиями и явлениями на основе признанной и принятой аксиоматической посылки, посредством установления-утверждения или отрицания фактов, отвечающих указанной посылке.

Категория «умозаключение» означает прогностический процесс мысленного выведения из полученных фактов новых знаний, отвечающих логике интересов, которая в свою очередь может отвечать или не отвечать логике вещей.

Триада сциентической определенности

Конструктивно координационно-субординационная зависимость между промежуточным подлежащим «мнение» и диадой его ближайших предикатов «суждениеумозаключение» моделируется в триаде сциентической определенности:

МНЕНИЕ=

Умозаключение

Суждение

Категории «суждение» и «умозаключение» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как констатационная и прогностическая определенности.

Констатационная определенность

В понятии «констатационная определенность» суждение устанавливается-утверждается или отрицается соответствие данной информации реальному событию.

Категория «суждение» также имеет в себе свои определения: довод и вывод.

Категория «довод» определяет доказательства в пользу данного суждения.

Категория «вывод» означает признание или отрицание правомерности данного суждения.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «суждение» с диадой его предикатов «доводвывод» моделируется в триаде констатационной определенности:

СУЖДЕНИЕ=

Вывод

Довод

Прогностическая определенность

В понятии «прогностическая определенность» устанавливается наличие дополнительной информации о событиях, полученной в результате логических умозаключений. Эта информация открывает путь к программированию и планированию поступков и поведения человека. Следовательно, ни о каких непроизвольных поступках или непроизвольном поведении человека, находящегося в здравом уме и твердой памяти, не может быть и речи, если он не поставлен в нечеловеческие условия.

Категория «умозаключение» также имеет свои определения в себе: отбор и выбор решений.

Категория «отбор» означает необходимость избрания данного решения из ряда возможных. Здесь пролегает водораздел между геройством и трусостью, подвигом и преступлением, честью и бесчестию.

Категория «выбор» означает, что путь геройства, подвига и чести не всегда устлан розами и признанием, и всегда на этом пути требуется немало мужества.

Координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим «умозаключение» и диадой его определений «отборвыбор» моделируется в триаде прогностической определенности:

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ=

Выбор

Отбор

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада прогностической определенности является предельной в сциентической определенности мнения.

Категории «суждение» и «умозаключение», как ближайшие определения мнения, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: довод и вывод, отбор и выбор. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду сциентической определенности.

Гептада сциентической определенности

Триады сциентической, констатационной и прогностической определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде сциентической определенности:

МНЕНИЕ

Суждение

Умозаключение

Довод

Вывод

Отбор

Выбор

Согласно с законом двойного раздвоения гептада сциентической определенности является предельной в спиритной определенности знания. В соответствии с этим гептады адекватной, верификационной и сциентической определенностей могут быть сведены в единую системукатегориально-диалектическую модель спиритной определенности.

Спиритная определенность

Между гептадами адекватной, верификационной и сциентической определенностей также существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады спиритной определенности:

ЗНАНИЕ =

МНЕНИЕ

ИСТИНА

В соответствии с этим гептады адекватной, верификационной и сциентической определенностей могут быть сведены в единую систему  спиритной определенности:

ЗНАНИЕ

Опыт

Познание

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

ИСТИНА

МНЕНИЕ

Посылка

Допущение

Суждение

Умозаключение

Логика

Интерес

Догадка

Навык

Довод

Вывод

Отбор

Выбор

Данная система категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза промежуточного подлежащего «знание» в соответствии с законом двойного раздвоения. Эта система отражает и выражает не только взаимную зависимость между большим количеством определений знания, но и вскрывает между ними новые координационно-субординационные связи и отношения.

Спиритная определенность знания является категориально-диалектическим аналогом релятивной определенности вещи в системе онтологических категорий. Спиритная определенность знания, как и релятивная определенность вещи в системе онтологических категорий, дает определение понятия в его отношении к другому, моделирует духовное производство знаний.

Согласно с законом двойного раздвоения и онтологическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования, спиритная определенность знания является предельной в гносеологической определенности понятия. В соответствии с этим субъективная, психическая и спиритная определенности понятия могут быть сведены в единую систему гносеологических категорий.

4. Система гносеологических категорий

Гносеологические категории, как и категории любой другой науки, должны являть не хаотическое скопление разрозненных определений, а составлять логически стройную систему.

Между субъективной, психической и спиритной определенностями понятия, как и между объективной, абсолютной и релятивной определенностями сущего, также существует закономерная тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, отвечающая закону двойного раздвоения. Психическая и спиритная определенности понятия выступают как диалектически противоположные сторонытезис и антитезисего субъективной определенностиих синтезиса.

Система гносеологических категорий также является закономерным результатом диалектического анализа-синтеза исходного подлежащего «понятие» в соответствии с законом двойного раздвоения и онтологическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования. Система дает предельно краткое категориально-диалектическое  определение понятия как логического подлежащего. Показывает как из диалектического движения категорий, путем их последовательного развертывания, возникают группы категорий: триады, гептады, локальные системы, а из диалектического движения триад, гептад, подсистем формируется, единая в противоположностях, система гносеологических категорий в целом. Система показывает, что любой из ее членов находится в определенной связи и определенных отношениях со всеми остальными, взятыми как в отдельности, так и в различных их сочетаниях. Каждая категория в конечном счете определяется совокупностью всех остальных, как и вся совокупность определяется каждым ее членом. Если один из членов системы претерпевает какие-либо изменения, то это сказывается на всей системе в целом и на каждом ее члене.

Взаимная зависимость психической и спиритной определенностей моделируется в системе гносеологических категорий:

ПОНЯТИЕ

Мыслитель

Мышление

Мысль

Отражение

Осмысление

Выражение

ОБРАЗ

ЗНАНИЕ

Факт

Сознание

Опыт

Познание

Внимание

Впечатление

Память

След

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

ВОСПРИЯТИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ИСТИНА

МНЕНИЕ

Событие

Ощущение

Понимание

Толкование

Посылка

Допущение

Суждение

Умозаключение

Объект

Субъект

Явление

Чувство

Наблюдение

Данные

Смысл

Значение

Логика

Интерес

Догадка

Навык

Довод

Вывод

Отбор

Выбор

 

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 123.

Там же. С. 172.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 190, 257, 256, 131, 179.

Там же. С. 71–72.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 123, 262.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 152–153.

Там же. С. 153.

Высокий долг советских философов // Правда. 1975. 19 сент.

                                              

 

СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ (развернутая)

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ РОДОВ СУЩЕГО:

 

Система натуральных (физических) категорий (развернутая)

 

Система астральных категорий

 

Система минеральных  категорий

 

Система биологических категорий

 

Система антропологических категорий

 

Система гносеологических категорий (развернутая)

 

Система телеологических категорий (развернутая)

 

Система этических категорий (развернутая)

 

Система хомологических категорий

 

Система экономических категорий

 

К началу: Е.С.Кузьмин «Система «Человек и Мир»