Е.С.Кузьмин «Система «Человек и Мир»

 

Раздел 4
СИСТЕМА ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

 

Этика – наука об отношениях между людьми в процессе производства и воспроизводства их жизни. Люди совместно производят и воспроизводят необходимые для их жизни материальные блага, а потребляют их раздельно. На этой основе вырабатываются определенные нравственно-правовые нормы их участия в производстве и потреблении этих благ.

Благо для другогоэто уже добро. «Добро, – по определению Фейербаха и замечанию Ленина, – есть ничто, как то, что отвечает эгоизму всех людей» . Здесь, видимо, следует уяснить различие между терминами «эгоизм» и «эготизм». Эгоизм – это самоутверждение человека в жизни посредством эксплуатации чужого труда или присвоения продуктов чужого труда посредством воровства, взяток, приписок, очковтирательства и т. п. образом. Эготизм – это самоутверждение человека в жизни за счет реализации личных достоинств и способностей на поприще общественного воспроизводства человеческой жизни посредством научных открытий, технических изобретений, рационализации производства, создания произведений искусства, спортивных успехов и т. п. способом.

Как специфический род сущего, добро также может быть рассмотрено в соответствии с онтологическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования. Начнем с рассмотрения совокупности категорий, определяющих добро как предмет исследования, с его этической определенности первого порядка.

Глава 1
ЭТИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ПЕРВОГО ПОРЯДКА

В соответствии с законом двойного раздвоения добро, как и любое сущее, мы рассмотрим в двух диалектически противоположных аспектах: конкретном в соответствии с принципом единства и многообразия как гуманную определенность и абстрактном в соответствии с принципом отдельного и общего как социальную определенность.

1. Гуманная определенность

В понятии «гуманная определенность» отражается и выражается уважение к человеческому достоинству, забота о благе и добром отношении к человеку, последовательная борьба за освобождение трудящихся всех рас и наций от всех форм эксплуатации, социального гнета и неравенстваотражается и утверждается всеобщее равенство и братство всех людей. Но люди не равны: одни детидругие старики, одни здоровыдругие больны, одни даровитыдругие бездарны. Да и братство людей порой весьма отдаленно. Далеко не схожи и их характеры. Но живут люди на одной планете и совместно воспроизводят свою жизнь. Поэтому возникает необходимость сознательно-направленной организации и регламентации их совместной жизнивыработки определенных норм и правил их совместной жизни, отличных от законов зоологической борьбы за существование.

Гуманная определенность добра, как и конкретная определенность сущего, имеет свою имманентную структуру, которая отражает и выражает, прежде всего, эготическую определенность добраутверждает право каждого человека на человечность. «Дурной человек, – замечает Гегель и отмечает Ленин, – есть неистинный человек, то есть человек, который ведет себя несоответственно своему понятию или своему назначению» . Поэтому право на человечность регулируется и регламентируется системами нравственных и правовых норм и правил, составляющих соответственно моральную и юридическую определенности добра. В соответствии с законом двойного раздвоения каждая из названных определенностей также является диалектически двойственной: имеются эготическая, моральная и юридическая определенности первого и второго порядков.

Эготическая определенность первого порядка

В понятии «эготическая определенность» отражается и выражается право каждого человека на доброе к нему отношение, на уважение его человеческого достоинства, на проявление, развитие и утверждение своих способностей и дарований, направленных на возвышение человека и прогрессивное развитие человеческого общества, на катарсис – очищение человека от родимых пятен зоологического эгоизма.

В соответствии с принципом единства и многообразия добро, как и любое конкретное сущее, имеет свою имманентную структуру, которая, прежде всего, детерминируется категориями: нрав и право. Категории «нрав» и «право» отражают в добре то, что противолежит в нем как тезис и антитезис в синтезисеявляются аналогами онтологических категорий «предмет» и «вещь».

Категория «нрав» отражает и выражает совокупность природных, психических и духовных свойств человека и степень их окультуривания в процессе его воспитания и совместной жизни с людьми.

Категория «право» отражает и выражает нормы и правила отношения между людьми, возведенные в закон, который подтверждается и утверждается авторитетом и силой государственной власти. В условиях классового государства право представляет собой волю господствующего класса, возведенную в закон.

Конструктивно категориально-диалектическая взаимосвязь определяемого «добро» с диадой его ближайших предикатов «нрав» и «право» моделируется в триаде эготической определенности первого порядка:

ДОБРО=

Право

Нрав

Предикаты добра «нрав» и «право» также имеют свои определения в себе и могут быть рассмотрены в соответствии с принципом единства и многообразия как моральная и юридическая определенности первого и второго порядков.

Моральная определенность первого порядка

В понятии «моральная определенность» отражаются и выражаются нравственные отношения между людьми, которые постепенно складываются в процессе совместного производства и воспроизводства их жизни. На этой основе формируются и развиваются деловые и коммуникативные отношения между людьми, которые отражаются соответственно категориями «дело» и «слово».

Категория «дело» отражает и выражает характер участия человека в совместном производстве и воспроизводстве жизни людей. Оно может быть исполнительным и управленческим, активным и пассивным, плодотворным и паразитическим, созидательным и разрушительным. Категория «дело» отражает и выражает деловуюэргономическую определенность человеческой нравственности.

Категория «слово» отражает и выражает коммуникативную определенность нравственных отношений между людьми в процессе производства и воспроизводства их жизни. Эти отношения могут быть отношениями господства и подчинения, руководства и исполнения, поощрения и наказания, инициативы и угнетения, просвещения и заблуждения.

Конструктивно категориально-диалектическая зависимость определяемого нрав с диадой его предикатов «дело» и «слово» моделируется в триаде моральной определенности первого порядка:

НРАВ=

Слово

Дело

Категория «право» также может быть рассмотрена в соответствии с принципом единства и многообразия как юридическая определенность.

Юридическая определенность первого порядка

В понятии «юридическая определенность» отражаются и выражаются правовые отношения между людьми, которые формируются и развиваются по воле господствующих сил в обществе.

Категория «право» также имеет свои определения в себе: «совесть» и «свобода".

Категория «совесть». В условиях доклассового обществародовой матриархальной коммуны – совесть составляла сущность правовых отношений между людьми, была категорическим императивом этих отношений. Так, даже в позднейшие постматриархальные времена у племени маори в Новой Зеландии был зафиксирован случай: человек поймал в лесу птицу и съел ее, а другой человек сказал ему, что это пища вождя, тогда у первого человека от угрызения совести появились в животе такие схватки, что от них он умер, ибо было нарушено табу.

В условиях патриархальной общины и классового общества эготическая категория «совесть» превращается в эгоистическую категорию корысть. Свобода сильного по отношению к слабому возводится в закон.

Категория «свобода». В условиях коммунистического общества совесть вновь должна стать категорическим императивом отношений между равноправнымисвободными людьми, вождями и рядовыми.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «право» с диадой его определений «совестьсвобода» моделируется в триаде юридической определенности первого порядка:

ПРАВО=

Свобода

Совесть

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада юридической определенности первого порядка является предельной в гуманной определенности права.

Категории «нрав» и «право», как ближайшие определения добра, соотносительнысоотносительными являются и их предикаты: дело и слово, совесть и свобода. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду гуманной определенности.

Гептада гуманной определенности

В силу того, что триады эготической, моральной и юридической определенностей первого порядка находятся в закономерной координационно-субординационной взаимосвязи между собой, отвечающей закону двойного раздвоения и гексаметрическому алгоритму детерминации, они подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде гуманной определенности:

ДОБРО

Нрав

Право

Дело

Слово

Совесть

Свобода

Гептада гуманной определенности добра, как и гептада конкретной определенности сущего, является закономерным результатом диалектического анализа-синтеза исходного подлежащего «добро» в соответствии с принципом единства и многообразия и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Она дает предельно краткоекатегориально-диалектическоеопределение добра, отвечающее указанным принципу и алгоритму. Показывает диалектическую симметриюкоординационно-субординационную взаимосвязь категорий, выражающих гуманную определенность добра, ее логическую завершенность, относительную самостоятельность и единораздельность в себе. Вскрывает новые связи и отношения между определениями добра: дело и совесть, слово и свобода.

Рассмотрев добро как предмет исследования в соответствии с принципом единства и многообразия в его конкретнойгуманной определенности, нам остается рассмотреть его в соответствии с принципом отдельного и общего в его абстрактнойсоциальной определенности.

2. Социальная определенность

Люди воспроизводят свою жизнь совместно, поэтому они с необходимостью вступают во взаимныесоциальные – отношения друг с другом. Эти отношения могут быть: родовыми, классовыми и территориальными.

Родовая определенность

Родовые отношения между людьми формируются и развиваются на основе кровного родства между ними. На этой основе вырабатываются взаимные обязанности людей друг перед другом и их взаимная ответственность друг за друга. Формируются и развиваются определенные традиции: привычки и обычаи, нравы и образ жизни, психологический склад и бытовой уклад, присущие данному роду. Возникает и развивается язык как средство общения между людьми одного и того же рода-племени в процессе их совместного воспроизводства жизни.

В соответствии с этим ближайшими социальными определениями добра, отвечающими принципу отдельного и общего, являются категории «деятель» и «деяние».

Категория «деятель» отражает и выражает социальную необходимость человека заботиться о своем существовании. Никому в рот сама собой не сыплется манна небесная. Никто ни за кого не обязан переставлять ноги. В первобытном обществе забота ребенка о себе начиналась чуть ли не с первых шагов и даже раньшес первых инстинктивных движений его руки, влекущей в рот, что в нее попадает. В современных условиях стремление ребенка к деятельности искусственно переключается на игрушки и порой на все жизнь превращается в праздную забаву.

Категория «деяние» отражает и выражает заботу человека о другом человеке. Эта забота начинается с того момента, когда ребенок начинает кормить избытком своей пищи свою мать, домашнее животное или куклу, начинает делиться сорванными в лесу или на усадьбе ягодами. Порой эта забота, при неумелом воспитании, на этом и заканчивается. Конструктивно координационно-субординационная зависимость исходного подлежащего «добро» с диадой его ближайших предикатов «деятельдеяние» моделируется в триаде родовой определенности:

ДОБРО =

Деятель

Деяние

Предикаты добра: деятель и деяние также имеют свои определения в себе и могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как классовая и территориальная определенности.

Классовая определенность

В процессе экономического производства и воспроизводства человеческой жизни все больше и больше обнаруживается естественное неравенство людей по дееспособности: силе и уму, роли и значению в процессе добывания средств существования и в борьбе за существование, которое имело и имеет место в любом зоотическом стаде. Сильные и умныенаиболее дееспособныевыделяются из общей массы сородичей и соплеменников, становятся их вожаками: старейшинами, вождями и жрецами. С ростом производительности, особенно с возникновением скотоводствапоявлением прибавочного продукта в значительных и устойчивых количествах старейшины, вожди и жрецы при распределении средств существования начинают претендовать на почести и привилегии, которые постепенно становятся пожизненными, а затем и наследственными. Возникает эксплуатация человека человеком посредством присвоения продуктов чужого труда. Формируется родовая аристократия, аппетиты которой не ограничиваются рамками своего рода и племени. Вожди родов и племен поднимают их друг на друга, начинается эксплуатация человека человеком посредством грабежей и поборов. Когда человек оказывается ограбленным и обобранным до нага, его превращают в раба, начинается эксплуатация человека человеком посредством присвоения чужого труда. Формируется и развивается классовое общество от рабовладельчества и феодализма к капитализму и милитаристскому технократизму.

Логически категория «деятель» также имеет в себе свои определения: труженик и культура.

Категория «труженик» отражает и выражает вечное и естественное право и обязанность человека добывать хлеб свой насущный своим общественно полезным трудом. Общественно полезный труднепременное условие сожития человека с людьми.

Категория «культура» отражает и выражает то, насколько в лучшем виде, говоря словами Маркса, человек оставляет Землю после себя.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «деятель» с его предикатами «труженик» и «культура» моделируется в триаде классовой определенности:

ДЕЯТЕЛЬ=

Культура

Труженик

Категория «деяние» также может и должна быть рассмотрена в соответствии с принципом отдельного и общего как территориальная определенность.

Территориальная определенность

Всеобщей основой социальной общности каждого народа является его исторически определившаяся территориальная определенность населенной им страны. 56-тысячелетняя история передела этих территорий стоила человечеству миллиарды жизней, привела к уничтожению многих народов, к разрушению великих культурных ценностей, к обезлюживанию и запустению громадных территорий, принесла людям неисчислимые бедствия. Передел мира в современных условиях грозит истреблением всего человечества. В современных условиях Земля превратилась в единую и нераздельную сферу обитания всего человечества. И человечество, чтобы выжить, должно осознать и усвоить эту истину и научиться совместно жить на Земле: перестроить свой образ мыслей и выработать новый образ жизнисоздать новую цивилизацию, где каждый человек был бы равноправным гражданином, показать и доказать, что природа не зря и не случайно наделила людей разумом.

Логически категория «деяние» также имеет в себе свои определения: гражданин и цивилизация.

Категория «гражданин» отражает и выражает долг каждого человека осознать и признать, что другие люди тоже люди и что жить с ними следует по-человечески, без «людоедства». Процесс очеловечивания человека должен быть доведен до его логического завершения.

Категория «цивилизация» отражает и выражает форму совместной общественной жизни людей, при которой обеспечивается гражданское равенство всех людей. Только создание такой формы отношений между людьми обеспечит длительное существование человеческого общества на Земле и его прогрессивное развитие.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего деяние с диадой его предикатов «гражданинцивилизация» моделируется в триаде территориальной определенности:

ДЕЯНИЕ =

Цивилизация

Гражданин

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада территориальной определенности является предельной в социальной определенности права.

Категории «деятель» и «деяние», как ближайшие определения добра в соответствии с принципом отдельного и общего, соотносительны. Соотносительными являются и их предикаты: труженик и культура, гражданин и цивилизация. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду социальной определенности.

Гептада социальной определенности

В силу того, что триады родовой, классовой и территориальной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой, отвечающей закону двойного раздвоения и гексаметрическому алгоритму детерминацииони подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории, в соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде социальной определенности:

ДОБРО

Деятель

          Деяние

Труженик

Культура

Гражданин

Цивилизация

Гептада социальной определенности добра, как и гептада абстрактной определенности сущего, является закономерным результатом диалектического анализа-синтеза исходного подлежащего добро в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Она дает предельно краткоекатегориально-диалектическоеопределение добра, отвечающее указанным принципу и алгоритму. Показывает диалектическую симметриюкоординационно-субординационную взаимосвязь категорий, выражающих социальную определенность добра, ее логическую завершенность, относительную самостоятельность и единораздельность в себе. Вскрывает новые связи и отношения между определениями добра: труженик и гражданин, культура и цивилизация.

Гуманная и социальная определенностидве диалектически противоположные стороны одного и того же исходного подлежащего добро, отвечающие закону двойного раздвоения. Они не существуют друг без друга и не сводятся друг к другу. Они взаимно дополняют друг друга. Этим определяется необходимость их рассмотрения не только в их различии, но и во взаимном дополнении и проникновении друг другом.


3. Система этических категорий первого порядка

Поскольку гуманная и социальная определенности взаимно дополняют друг друга, т. е. описывают одно и то же подлежащее добро, в соответствии с принципами единства и многообразия, отдельного и общего, согласно с этим они могут быть сведены в единую систему этических категорий первого порядка:

 

Труженик

Культура

Гражданин

Цивилизация

Деятель

Деяние

ДОБРО

Нрав

Право

Дело

Слово

Совесть

Свобода

Система этических категорий первого порядка дает категориально-диалектическое определение исходного подлежащего «добро» с большего числа сторон, чем гептады гуманной и социальной определенностей, взятые порознь. Она выявляет новые связи и отношения между категориями, определяющими добро: нрав и деятель, право и деяние, дело и труженик, слово и культура, совесть и гражданин, свобода и цивилизация. Все эти категории взаимно дополняют и определяют друг друга.

Однако и данная система категорий не исчерпывает всех связей и отношений между гуманной и социальной определенностями добра. Эти определенности не только взаимно дополняют, но и проникают друг в друга.

Глава 2
ЭТИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ВТОРОГО ПОРЯДКА

Для того чтобы показать взаимные связи и отношения категорий гуманной и социальной определенностейих взаимное проникновение, возьмем гуманную определенность и рассмотрим каждый ее член в соответствии с принципом отдельного и общего, в плане социальной определенности и гексаметрического алгоритма категориально-диалектического моделирования. Для упрощения процесса исследования гептаду гуманной определенности расчленим на составляющие ее триады: эготической, моральной и юридической определенностей и рассмотрим соответственно: эготическую, моральную и юридическую определенности второго порядка.

1. Эготическая определенность второго порядка

В своей исходной основе эготическая определенность второго порядка заложена в триаде эготической определенности первого порядка. В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада переходит теперь в основную триаду эготической определенности второго порядка:

ДОБРО=

ПРАВО

НРАВ

Согласно с поставленной задачей каждый член основной триады эготической определенности может быть рассмотрен в соответствии с принципом отдельно и общего в плане социальной определенности и гексаметрического алгоритма детерминации.

Первый член этой триады – исходное подлежащее «добро» – уже рассмотрен в указанном плане. Получена гептада социальной определенности. В соответствии с законом двойного раздвоения эта гептада превращается теперь в первую гептаду эготической определенности:

ДОБРО=

Деяние   =

Цивилизация

Гражданин

Деятель  =

Культура

Труженик

Второй и третий члены основной триады эготической определенностинрав и право – также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования как темпераментная и дисциплинарная определенности, которые являются соответственно аналогами предметной и вещной определенностей сущего.

Темпераментная определенность

В понятии «темпераментная определенность» детерминируется нрав человека, который также имеет свои определения в себе: поступок и поведение, являющиеся аналогами гносеологических категорий факт и сознание.

Категория «поступок» отражает и выражает актуальную определенность нравственного поведения человека.

Категория «поведение» отражает и выражает потенциальную определенность поступков человека.

Триада темпераментной определенности

Категории «поступок» и «поведение» взаимно дополняют и определяют друг друга. Если человек совершил безнравственный поступок, то возникает основание полагать, что аналогичные поступки у него могут и повторяться. Появляется недоверие к человеку.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «нрав» с диадой его ближайших предикатов «поступокповедение» моделируется в триаде темпераментной определенности:

НРАВ =

Поведение

Поступок

Категории «поступок» и «поведение» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как актуальная и потенциальная определенности.

Актуальная определенность

В понятии «актуальная определенность» поступок констатируется в его фактической реальности. Категориально он также имеет в себе свои определения: участие и желание.

Категория «участие» отражает и выражает совместную активную или пассивную деятельность человека в том или ином деле, которое, в свою очередь, может быть добрым и злым, в зависимости от этого определяется эготическая ценность поступка.

Категория «желание» отражает и выражает заранее обдуманное намерение, умысел, стремление совершить тот или иной поступок, принять участие в том или ином деле, которое опять же может иметь различную актуальную ценностьбыть добрым или злым.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «поступок» с диадой его определений «участиежелание» моделируется в триаде актуальной определенности:

ПОСТУПОК =

Желание

Участие

Ряд совершенных человеком поступков, если даже в этом ряду один единственный поступок, дает основание или хотя бы прецедент для прогнозирования его потенциального поведения.

Потенциальная определенность

В понятии «потенциальная определенность» прогнозируется последующее поведение человека, его склонность и надежность в том или ином деле. Категория «поведение» также имеет свои определения в себе: норов и привычки.

Категория «норов» отражает и выражает характер человека, его психоневрологическую структуру (флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик), которая предопределяет поведение человека.

Категория «привычки» отражает и выражает направленное воспитание у человека определенных черт характера в соответствии с социальной задачей или вопреки ей.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость между промежуточным подлежащим «поведение» и диадой его предикатов «норовпривычки» моделируется в триаде потенциальной определенности:

ПОВЕДЕНИЕ =

Привычки

Норов

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования триада потенциальной определенности является предельной в темпераментной определенности нрава.

Категории «поступок» и «поведение», как ближайшие определения нрава, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: участие и желание, норов и привычки. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду темпераментной определенности.

Гептада темпераментной определенности

Триады темпераментной, актуальной и потенциальной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде темпераментной определенности:

НРАВ

Поступок

Поведение

Участие

Желание

Норов

Привычки

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада темпераментной определенности детерминирует лишь одну сторону добра, вторую сторону которого составляет нормативная определенность.

Нормативная определенность

В процессе совместного производства и воспроизводства своей жизни люди вырабатывают определенные правовые нормы взаимных отношений между собой, охраняемые государством. В соответствии с этим в различных социальных условиях правовые нормы различны. Ленин определяет право как волю господствующего класса, возведенную в закон.

Категория «право» также имеет свои определения в себе: «правило» и «соблюдение».

Категория «правило» отражает и выражает уставнуюкодификационную определенность права, записанную в кодексе государственных законов.

Категория «соблюдение» отражает дисциплинарную определенность поведения человека, соблюдение человеком установленных правил совместной жизни людей в условиях данной социальной системы.

 

Триада нормативной определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь  промежуточного подлежащего право с диадой его предикатов правило-подчинение моделируется в триаде нормативной определенности:

ПРАВО=

Соблюдение

Правило

Категории «правило» и «соблюдение» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как кодификационная и дисциплинарная определенности.

Кодификационная определенность

В понятии «кодификационная определенность» отражается и выражается свод правил, регламентирующих и регулирующих отношения между людьми в процессе воспроизводства их жизни. Люди различаются по возрасту, полу, способностям, интересам, но живут они совместно в одной семье, одной стране, на одной Земле. Совместно воспроизводят свою жизнь. Поэтому они вырабатывают определенные правила совместной жизни. Правила эти различаются исторически в зависимости от социально-экономических условий жизни людей. В условиях классовых общественно-экономических формаций правила совместной жизни людей являются классовыми. В условиях бесклассового общества они должны быть всеобщими едиными для всех людей.

Категория «правило» также имеет свои определения в себе: честь и обычай.

Категория «честь» отражает и выражает субъективную осознанность и личную ответственность человека за соблюдение узаконенных правил совместной жизни людей в данной социальной среде. В условиях бесклассового общества соблюдение узаконенных правил совместной жизни людей должно стать делом чести каждого гражданина.

Категория «обычай» отражает и выражает социальную осознанность и коллективную ответственность за соблюдение узаконенных правил. В условиях бесклассового общества соблюдение этих правил должно войти в повседневный обиход всех членов общества.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «правило» с диадой его предикатов «честьобычай» моделируется в триаде кодификационной определенности:

ПРАВИЛО=

Обычай

Честь

Категория «соблюдение» также может быть рассмотрена в соответствии с принципом отдельного и общего в ее дисциплинарной определенности.

Дисциплинарная определенность

В понятии «дисциплинарная определенность» отражается и выражается способность человека соблюдать узаконенные или сложившиеся в данной среде правила совместной жизни людей. В условиях классовых общественно-экономических формаций эта способность обеспечивается насилием. В условиях бесклассового общества эта способность утверждается на основе добровольного подчинения поведения человека узаконенным правилам.

Категория «соблюдение» также имеет свои определения в себе: уклад и строй.

Категория «уклад» отражает и выражает систему сложившихся производственных отношенийобщественно-правовой порядок организации совместного воспроизводства человеческой жизни в условиях данной общественно-экономической формации.

Категория «строй» отражает и выражает административную, государственно-правовую организацию общества, отвечающую той или иной социально-экономической формации.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего соблюдение с диадой его предикатов «уклад-строй» моделируется в триаде дисциплинарной определенности:

СОБЛЮДЕНИЕ=

Строй

Уклад

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада дисциплинарной определенности является предельной в нормативной определенности права.

Категории «правило» и «соблюдение», как ближайшие определения права, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются их предикаты: честь и обычай, уклад и строй. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду нормативной определенности.

Гептада нормативной определенности

Триады нормативной, кодификационной и дисциплинарной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде нормативной определенности:

ПРАВО

Правило

Соблюдение

Честь

Обычай

Уклад

Строй

Согласно с законом двойного раздвоения гептада нормативной определенности является предельной в эготической определенности добра. В соответствии с этим гептады эготической, темпераментной и нормативной определенностей могут быть сведены в единую систему эготической определенности.

 

Система эготической определенности

Между гептадами эготической, темпераментной и нормативной определенностей существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады эготической определенности:

ДОБРО=

ПРАВО

НРАВ

В соответствии с этим гептады эготической, темпераментной и нормативной определенностей могут быть сведены в единую систему эготической определенности.

ДОБРО

Деятель

Деяние

Труженик

Культура

Гражданин

Цивилизация

НРАВ

ПРАВО

Поступок

Поведение

Правило

Соблюдение

Желание

Участие

Норов

Привычки

Честь

Обычай

Уклад

Строй

 

Система эготических категорий также является закономерным результатом диалектического анализа-синтеза исходного подлежащего «добро» в соответствии с законом двойного раздвоения. Эта система также отражает и выражает не только взаимную зависимость между бόльшим количеством определений добра, но и вскрывает между ними новые координационно-субординационные связи и отношения.

Этическая определенность добра является категориально-диалектическим аналогом объективной определенности сущего. Эготическая определенность добра, как и объективная определенность сущего, дает определение добра лишь в его непосредственной данности. Она не вскрывает многогранности ни моральной, ни юридической определенностей добра, которые также могут и должны быть рассмотрены специально.

2. Моральная определенность второго порядка

В своей исходной основе моральная определенность добра второго порядка заложена в триаде моральной определенности первого порядка. В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада переходит в свое иное бытие – основную триаду моральной определенности второго порядка:

НРАВ=

СЛОВО

ДЕЛО

Каждый член этой триады рассмотрим в соответствии с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования. Ее первый членнрав – уже рассмотрен в указанном плане. Получена гептада темпераментной определенности, которая превращается теперь в первую гептаду моральной определенности:

НРАВ=

Поведение =

Привычки

Норов

Поступок =

Желание

Участие

В том факте, что первая гептада моральной определенности тождественна темпераментной определенности добра, выражается взаимная зависимость между эготической и темпераментной определенностями, переход одной в другую.

Второй и третий члены основной триады моральной определенностидело и слово – также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации как эргономическая и лексическая определенности.

Эргономическая определенность

В понятии «эргономическая определенность» дело рассматривается как объективно обусловленный процесс отношений между людьми, связанный с их совместным существованием на Земле и их совместным участием в процессе воспроизводства человеческой жизни. Любое дело, включая безделье, есть отношение между людьми.

Категория «дело» также имеет свои определения в себе: сожитие и участие.

Категория «сожитие» отражает и выражает тот непреложный факт, что люди живут совместно с другими людьми: в одной семье, одной общине, одной стране, на одной Земле. Это налагает на каждого человека необходимость считаться не только со своими желаниями, но и с интересами других людей, строить свою жизнь совместно. Природа дала человеку разум для того, чтобы он возвысился над зоотизмом своего происхождения, устроил свою жизнь по гармоническим законам красоты и порядка. Иначе незачем было бы природе создавать человека.

Категория «участие» отражает и выражает необходимость сотрудничества людей в процессе совместного воспроизводства их жизни. Однако участие людей в этом процессе не является одинаковым: один везет, другой едет. Так, если в вашем присутствии оскорбляют женщину, воруют пуд хлеба, и вы делаете вид, что вас это не касаетсяэто тоже есть форма участия в данном деле.

 

Триада эргономической определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «дело» с диадой его ближайших определений «сожитиеучастие» моделируется в триаде эргономической определенности:

ДЕЛО=

Участие

Сожитие

Категории «сожитие» и «участие» так же могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как ареальная и организационная определенности.

Ареальная определенность

В понятии «ареальная определенность» отражается и выражается объективно обусловленная необходимость сожития людей в определенном жизненном пространстве определенных групп людей: вы и мы.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «сожитие» с диадой его предикатов вы и мы моделируется в триаде ареальной определенности:

СОЖИТИЕ=

Мы

Вы

Организационная определенность

В понятии «организационная определенность» отражается и выражается исторически обусловленная форма участия человека в воспроизводстве своей жизни в соответствии со сложившейся формой производственных отношений: ты и я. В условиях классового общества люди выступают один в ипостаси Авеля, другойКаина. В условиях бесклассового общества стоит проблема авелизации Каина.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «участие» с диадой его предикатов ты и я моделируется в триаде организационной определенности:

УЧАСТИЕ=

Ты

Я

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада организационной определенности является предельной в эргономической определенности дела.

Категории «сожитие» и «участие», как ближайшие определения дела, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: вы и мы, ты и я. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду эргономической определенности.

Гептада эргономической определенности

Триады эргономической, ареальной и организационной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде эргономической определенности:

 ДЕЛО

Сожитие

Участие

Вы

Мы

Ты

Я

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада эргономической определенности дела детерминирует лишь одну сторону моральной определенности добра, вторую сторону которого составляет лексическая определенность слова.

Лексическая определенность

В понятии «лексическая определенность» слово детерминируется как первая форма материализации понятий. В словах номинализируется многообразие и многогранность всего сущего в мире. С помощью слов люди общаются между собой, информируют друг друга, организуют взаимодействие между собой в процессе воспроизводства своей жизни.

Категория «слово» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: знак и язык.

Категория «знак» символически репрезентует вещи и понятия в их лексическом употреблении.

Категория «язык» отражает и выражает систему знаков, служащую средством общения между людьми.

Триада лексической определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим «слово» с диадой его ближайших определений «знак» и «язык» моделируется в триаде лексической определенности:

СЛОВО=

Язык

Знак

Категории «знак» и «язык» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельное и общее как символическая и лингвистическая определенности.

Символическая определенность

Понятие «символическая определенность» отражает и выражает знак как искусственно обусловленный носитель той или иной информации, обеспечивающий ее передачу, хранение и переработку.

Категория «знак» также имеет в себе свои определения: сведения и сообщение.

Категория «сведения» означает то, что данные непосредственного наблюдения, полученные одними людьми, поступают в пользование других людей, где они могут накапливаться, суммироваться, обобщаться, перерабатываться и уточняться за счет поступления новых данных наблюдения.

Категория «сообщение» означает то, что сведения, полученные и переработанные одними людьми, могут передаваться другим людям и другим поколениям. Сведения, не сообщенные по назначению, утрачивают свое значение.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «знак» с диадой его предикатов «сведениясообщение» моделируется в триаде символической определенности:

ЗНАК=

Сообщение

Сведения

Лингвистическая определенность

В понятии «лингвистическая определенность» детерминируется язык как система знаков, служащая средством обобщенияпередачи информациимежду людьми в процессе совместного воспроизводства их жизни.

Категория «язык» также имеет свои определения в себе, отвечающие принципу отдельного и общего: речь и общение.

Категория «речь» отражает и выражает способ передачи информации от одних людей к другим в процессе воспроизводства их жизни.

Категория «общение» отражает и выражает процесс передачи информации от одних людей к другим, от одних поколений другим в процессе исторического развития человеческого общества.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим «язык» и диадой его предикатов «речьобщение» моделируется в триаде лингвистической определенности:

ЯЗЫК=

Общение

Речь

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада лингвистической определенности является предельной в лексической определенности слова.

Категории «знак» и «язык» как ближайшие определения слова соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: сведения и сообщение, речь и общение. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду лексической определенности.

Гептада лексической определенности

Триады лексической, символической и лингвистической определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде лексической определенности.

   СЛОВО

Знак

Язык

Сведения

Сообщение

Речь

Общение

Согласно с законом двойного раздвоения гептада лексической определенности является предельной в моральной определенности нрава. В соответствии с этим гептады моральной, эргономической и лексической определенностей могут быть сведены в единую систему моральной определенности.

Система моральной определенности

Между гептадами моральной, эргономической и лексической определенностей существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады моральной определенности:

НРАВ=

СЛОВО

ДЕЛО

В соответствии с этим гептады моральной, эргономической и лексической определенностей могут быть сведены в единую систему моральных категорий.

 

НРАВ

Поступок

Поведение

Участие

Желание

Норов

Привычки

ДЕЛО

СЛОВО

Сожитие

Участие

Знак

Язык

Вы

Мы

Ты

Я

Сведения

Сообщение

Речь

Общение

 

Система моральных категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза подлежащего «нрав» в соответствии с законом двойного раздвоения, является категориально-диалектическим аналогом абсолютной определенности сущего. Моральная определенность нрава, как и абсолютная определенность предмета в системе онтологических категорий, представляет собой лишь одну сторону этической определенности добра, вторую сторону которой представляет его юридическая определенность.

 

3. Юридическая определенность второго порядка

В своей исходной основе юридическая определенность добра второго порядка заложена в триаде юридической определенности первого порядка. В соответствии с законом двойного раздвоения эта триада переходит теперь в свое иное бытие – основную триаду юридической определенности:

ПРАВО=

СВОБОДА

СОВЕСТЬ

Каждый член этой триады рассмотрим в соответствии с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации. Ее первый член – право – уже рассмотрен в указанном плане. Получена гептада нормативной определенности, которая превращается теперь в первую гептаду юридической определенности:

ПРАВО =

Правило      =

Честь

Обычай

Соблюдение =

Уклад

Строй

В том факте, что первая гептада юридической определенности тождественна нормативной определенности добра, выражается взаимная зависимость между эготической и юридической определенностями, переход одной в другую.

Второй и третий члены основной триады юридической определенностисовесть и свобода – также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего и гексаметрическим алгоритмом детерминации, как контрольная и либеральная определенности.

 

Контрольная определенность

В понятии «контрольная определенность» детерминируется совесть способность человека к самооценке своих поступков и поведения, их совместимости и соразмерности с интересами дела и других людей.

Категория «совесть» также имеет свою определенность в себе, отвечающую принципу отдельного и общего: установка и достоинство.

Категория «установка» отражает и выражает мотивационную определенность – способность человека к личной самооценке своих предстоящих поступков и поведения и интеллектуальной ответственности: стыда и угрызений совести за свои неблаговидные поступки и поведение.

Категория «достоинство» отражает и выражает стимуляционную определенность – чувство гордости и ответственности за доверенное человеку дело и его место в жизни.

 

Триада контрольной определенности

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «совесть» с диадой его ближайших предикатов «установкадостоинство» моделируется в триаде контрольной определенности:

СОВЕСТЬ=

Достоинство

Установка

Категории «установка» и «достоинство» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как мотивационная и стимуляционная определенности.

Мотивационная определенность

В понятии «мотивационная определенность» отражается и выражается установка – субъективно обусловленный выбор

линии поведения в соответствии с логикой интересов и логикой вещей. Этот выбор детерминируется категориями «желание» и «правота».

Категория «желание» отражает и выражает соответствие поступков и поведения человека субъективной логике интересов, которая, как отмечено выше, может отвечать и не отвечать объективной логике вещей.

Категория «правота» отражает и выражает соответствие субъективной логики поступков и поведения человека объективной логике вещей. На этой основе строится рациональная этика отношений между людьми.

Пренебрегали логикой вещей, подчиняли ее логике интересов все господствующие и эксплуататорские сословия и классы во все времена. На основе приоритета логики интересов над логикой вещей основывается эксплуатация человека человеком как посредством присвоения чужого труда, так и посредством присвоения продуктов чужого труда.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего установка с диадой ее предикатов желаниеправота моделируется в триаде мотивационной определенности:

УСТАНОВКА=

Правота

Желание

Стимуляционная определенность

В понятии «стимуляционная определенность» отражаются и выражаются достоинства человека, его готовность и способность на «подвиг в жизни беспримерный». Категория «достоинство» также имеет свои определения в себе: честь и подвиг.

Категория «честь» отражает и выражает имманентную ответственность человека за оказанное ему доверие и порученное ему дело, за дело, которое он делает по призванию и личной инициативе.

Категория «подвиг» отражает и выражает доблесть свершений, доведение до завершения начатого дела.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «достоинство» с диадой его предикатов «честьподвиг» моделируется в триаде стимуляционной определенности:

ДОСТОИНСТВО=

Подвиг

Честь

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада стимуляционной определенности является предельной в контрольной определенности совести.

Категории «установка» и «достоинство», как ближайшие определения совести, соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: желание и правота, честь и подвиг. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду контрольной определенности.

 

Гептада контрольной определенности

Триады контрольной, мотивационной и стимуляционной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. Согласно с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде контрольной определенности:

  СОВЕСТЬ

Установка

Достоинство

Желание

Правота

Честь

Подвиг

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада контрольной определенности совести детерминирует лишь одну сторону юридической определенности права, вторую сторону которого составляет либеральная определенность свободы.

Либеральная определенность

В понятии «либеральная определенность» свобода детерминируется как юридическая категория. Свобода в условиях совместной жизни людей есть равноправное сочетание интересов, поступков и поведения различных людей данной группы или общества. Живя в обществе, невозможно быть свободным от его законов. Если эти законы не отвечают свободе большинства членов данного общества, то люди вправе бороться за изменение этих законов в соответствии с логикой вещей.

Категория «свобода» также имеет свои определения в себе, отвечающие принципу отдельного и общего, которая выражается категориями: воля и вера.

Категория «воля» отражает и выражает инициативную определенность поступков и поведения человека, его право на рациональный почин в своем деле, отвечающий логике вещей.

Категория «вера» отражает и выражает императивную убежденность человека в правоте своего дела, своих поступков и поведения, способность бороться за правоту своего дела, если по его убеждению оно отвечает объективной логике вещей.

Триада либеральной определенности

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь между промежуточным подлежащим «свобода» и диадой его ближайших определений «волявера» моделируется в триаде либеральной определенности:

СВОБОДА=

Вера

Воля

Категории «воля» и «вера» также могут быть рассмотрены в соответствии с принципом отдельного и общего как инициативная и императивная определенности.

Инициативная определенность

В понятии «инициативная определенность» отражается и выражается право гражданина на реализацию своих способностей и дарований. Но всякое начало трудно. Любая инициатива в любом деле требует значительных усилий воли. Воляспособность хотеть и осуществлять свои желания.

Категория «воля» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: усилие и умение.

Категория «усилие» отражает и выражает то, что любое дело требует большого напряжения умственных и физических силусилий над собой, упорства и увлеченности.

Категория «умение» отражает и выражает то, что любое дело требует определенных способностей и навыков, знаний и опыта для успешного его выполнения.

Конструктивно координационно-субординационная взаимосвязь промежуточного подлежащего «воля» с диадой его определений «усилиеумение» моделируется в триаде инициативной определенности:

ВОЛЯ=

Умение

Усилие

Императивная определенность

В понятии «императивная определенность» детерминируется вера – убежденность в правоте своего дела, уверенность в его соответствии объективной логике вещей, которая остается порой для человека единственной путеводной звездой на горизонте.

Категория «вера» также имеет в себе свои определения, отвечающие принципу отдельного и общего: удача и успех.

Категория «удача» отражает и выражает надежду на случай, на счастье.

Категория «успех» отражает и выражает достижение поставленной цели на основе теоретического расчета и признания полученного результата.

Конструктивно координационно-субординационная зависимость промежуточного подлежащего «вера» с диадой его определений «удачауспех» моделируется в триаде императивной определенности:

ВЕРА=

Успех

Удача

Согласно с законом двойного раздвоения и гексаметрическим алгоритмом детерминации триада императивной определенности является предельной в либеральной определенности свободы.

Категории «воля» и «вера» как ближайшие определения свободы соотносительны. Следовательно, соотносительными являются и их предикаты: усилие и умение, удача и успех. В соответствии с этим они могут быть сведены в единую группугептаду либеральной определенности.

Гептада либеральной определенности

Триады либеральной, инициативной и императивной определенностей находятся в закономерной триадичной координационно-субординационной взаимосвязи между собой и подчиняются тому же диалектическому движению, что и составляющие их категории. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в гептаде либеральной определенности:

СВОБОДА

Воля

Вера

Усилие

Умение

Удача

Успех

 

Согласно с законом двойного раздвоения гептада либеральной определенности является предельной в юридической определенности права. В соответствии с этим гептады юридической, контрольной и либеральной определенностей могут быть сведены в единую систему юридической определенности.

Система юридических определенностей

Между гептадами юридической, контрольной и либеральной определенностей существует тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, обусловленная тем, что подлежащими в этих гептадах являются члены одной и той же основной триады юридической определенности:

 

ПРАВО=

СВОБОДА

СОВЕСТЬ

В соответствии с этим гептады юридической, контрольной и либеральной определенностей могут быть сведены в единую систему юридических категорий:

 

ПРАВО

Правило

Соблюдение

Устав

Обычай

Уклад

Строй

СОВЕСТЬ

СВОБОДА

Установка

Достоинство

Воля

Вера

Желание

Правота

Честь

Подвиг

Усилие

Умение

Удача

Успех

Система юридических категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза промежуточного подлежащего «право» в соответствии с законом двойного раздвоения. Эта система отражает и выражает не только взаимную зависимость между большим количеством определений права, но и вскрывает между ними новые координационно-субординационные связи и отношения.

Юридическая определенность права является категориально-диалектическим аналогом релятивной определенности вещи в системе онтологических категорий. Согласно с законом двойного раздвоения и онтологическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования, юридическая определенность права является предельной в этической определенности добра. В соответствии с этим системы эготических, моральных и юридических категорий могут быть сведены в единую систему этических категорий.

4. Система этических категорий

Этические категории, как и категории любой другой науки, должны являть не хаотическое скопление разрозненных определений, а составлять логически стройную систему.

Между эготической, моральной и юридической системами категорий, определяющими добро, как и между объективной, абсолютной и релятивной определенностями сущего существует закономерная тройственная координационно-субординационная взаимосвязь, отвечающая закону двойного раздвоения. В соответствии с этим их взаимная зависимость моделируется в системе этических категорий:

 

\

 


ДОБРО

Деятель

Деяние

Труженик

Культура

Гражданин

Цивилизация

НРАВ

ПРАВО

Поступок

Поведение

Правило

Соблюдение

Желание

Участие

Норов

Привычки

Устав

Обычай

Уклад

Строй

ДЕЛО

СЛОВО

СОВЕСТЬ

СВОБОДА

Сожитие

Участие

Знак

Язык

Установка

Достоинство

Воля

Вера

Мы

Вы

Я

Ты

Сведения

Сообщение

Речь

Общение

Желание

Правота

Честь

Подвиг

Усилие

Умение

Удача

Успех

 

Система этических категорий также является закономерным результатом диалектического анализасинтеза исходного подлежащего «добро» в соответствии с законом двойного раздвоения и онтологическим алгоритмом категориально-диалектического моделирования. Система дает предельно краткоекатегориально-диалектическоеопределение добра как логического подлежащего. Показывает, как из диалектического движения категорий, путем их последовательного развертывания, возникают группы категорий, триады, гептады, локальные системы, а из диалектического движения триад, гептад, подсистем формируется, единая в противоположностях, система этических категорий в целом. Система показывает, что любой из ее членов находится в определенной связи и определенных отношениях со всеми остальными, взятыми как в отдельности, так и в различных их сочетаниях. Каждая категория, в свою очередь, определяется совокупностью всех остальных, как и вся совокупность определяется каждым ее членом. Если один их членов системы претерпевает какие-либо изменения, то это сказывается на всей системе в целом и на каждом ее члене.

Система этических категорий находится в прямой диалектической взаимосвязи с системой логических категорий и составляет с ней единую систему интеллектуального воспроизводства человеческой жизни. Интеллектуальное воспроизводство человеческой жизни опять же имеет свою диалектическую, единую в противоположностях, структуру, которая также имеет свои две стороны: логическую и этическую.

 

 

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 58.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 179.

                                          

 

СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ (развернутая)

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ РОДОВ СУЩЕГО:

 

Система натуральных (физических) категорий (развернутая)

 

Система астральных категорий

 

Система минеральных  категорий

 

Система биологических категорий

 

Система антропологических категорий

 

Система гносеологических категорий (развернутая)

 

Система телеологических категорий (развернутая)

 

Система этических категорий (развернутая)

 

Система хомологических категорий

 

Система экономических категорий

 

К началу: Е.С.Кузьмин «Система «Человек и Мир»