СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

Развернутая структура

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Пролог и краткое изложение работы


СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК И МИР"

Дело сегодняшнего дня

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, МЕТОД, СИСТЕМА

I. Предмет.

II. Генетическая структура сущего

A. Генетическая структура мира

Б. Генетическая классификация наук

III. Структура воспроизводства человеческой жизни

А. Индивидуальное воспроизводство человеческой жизни

Б. Натуральное воспроизводство человеческой жизни

В. Социальное воспроизводство человеческой жизни

IV. Метод

V. Система определений

ЧАСТЬ 1 . ЭВРИСТИКА

I. Концепция диалектико-материалистического монизма

II. Концепция гносеологического восхождения от единичного

к особенному и всеобщему

III. Концепция самодвижения всего сущего

ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. АКСИОМАТИКА

ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛИЗМ

I. Принцип вечного круговорота материи

а. Диалектика простого и сложного

б. Гипотезы круговорота материи

1. Континуальные гипотезы круговорота материи

2. Квантуальные гипотезы круговорота материи

в. Диморфная гипотеза материи

3. Эмерджентные гипотезы происхождения материи

г. Законы круговорота материи

1. Закон сохранения

2. Закон отрицания отрицания

3. Закон перехода количественных изменений в качественные

4. Закон неравномерности движения и развития форм материи

II. Принцип логического материализма

1. Мировоззренческие позиции в идеологии

2. Методологические позиции в идеологии

3. Система концептуально-методологических позиций  в идеологии

III. Принцип исторического материализма

а. Материальное воспроизводство человеческой жизни

1. Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

2. Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

4. Экономическое воспроизводство человеческой жизни

5. Эргономическое воспроизводство человеческой жизни

б. Интеллектуальное воспроизводство человеческой жизни.

1. Нравственные отношения между людьми

2. Психические отношения между людьми

3. Социальные отношения между людьми

4. Идеологические отношения между людьми

5. Политические отношения между людьми

в. Человек - творец истории

ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИКА

I. Типы объективных противоречий

а. Противоречия внешние и внутренние

б. Противоречия обратимые и необратимые

в. Противоречия синхронные и асинхронные

г. Противоречия антагонистические и неантагонистические

д. Противоречия основные и неосновные

е. Противоречия главные и неглавные

II. Диалектика основного и главного противоречий

III. Субъективная логика диалектического противоречия

а. Альтернативная логика "ИЛИ - ИЛИ"

б. Негативная логика "НИ - НИ"

в. Позитивная логика "И - И"

г. Субъективно- диалектическая логика интересов

д. Объективно-диалектическая логика вещей

IV. Диалектика конкретного и абстрактного

а. Принцип единства и многообразия

б. Принцип отдельного и общего

в. Закон двойного раздвоения

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМАТИКА

ГЛАВА III. ТАКСОНОМИЯ

I. Постулат структурного детерминизма

1. Принцип единичности

2. Принцип особенности

3. Принцип всеобщности

ГЛАВА IV. КОНЦЕПЦИЯ САМОДВИЖЕНИЯ ВСЕГО СУЩЕГО

II. Постулат предикативного детерминизма

1. Принцип специфики

2. Принцип координации

3. Принцип субординации

а. Тройственный закон

б. Закон двойственного деления

ЧАСТЬ III. ЛОГИКА

СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

ЧАСТЬ IV. КАТЕГОРИАЛЬНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РОДОВ СУЩЕГО

Категориально - системный энциклопедизм

1.1. СИСТЕМА НАТУРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.2. СИСТЕМА АСТРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.3. СИСТЕМА МИНЕРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.4. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

1.5. СИСТЕМА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

2. СИСТЕМА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.1. СИСТЕМА ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.2. СИСТЕМА ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.3. СИСТЕМА ХОМОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.4. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ


                                          

 

Глава 1
МАТЕРИАЛИЗМ

Аксиома материалистического монизма – все сущее в мире едино в своей материальностиаприорная посылка рационального понимания действительности по принципу простоты. Выдвинута Фалесом Милетским. На основе этой аксиомы формируется и развивается материализм – реалистическое понимание всего сущего в мире таким, каким оно дается человеку в его объективномчувственном восприятии, без каких-либо посторонних прибавлений и убавлений. Аксиома материалистического монизма, взятая односторонне, ведет к метафизическомунатурфилософскому монистическому материализму, составляет концептуальную основу естественно-исторического или стихийного материализма.

Из аксиомы материалистического монизма логически следуют: принцип вечного круговорота материи; принцип логического материализма и принцип исторического материализма.

1. Принцип вечного круговорота материи

Если мир един, то он и вечен. Но в вечном мире ничто не вечно, кроме вечно движущейся материи. Все сущее в мире возникает, существует и разрушается, но ничто не возникает из ничего и не превращается в ничтовсе переходит в другое, происходит вечный круговорот материи. «Вечный круговорот материи» Энгельс рассматривает как «последний вывод науки» . В вечном круговороте материи мир замыкается в себе как единая система.

Логически принцип круговорота материи с необходимостью полагает тождество ее исходных и конечных форм: из чего все сущее возникает на то и разлагается. «Идея первоматерии как основа и побудительный мотив определенного подхода к анализу материального мира, – пишет
М. А. Марков, – всегда являлась и является прогрессивной» . Без идеи первоматерии немыслимы ни материальное единство всего сущего в мире, ни всеобщее превращение материи из одних форм в другие, ни обмен веществ между ними. Если нет ничего предельного в мире немыслимым становится и его познание, исчезает какая бы то ни было точка отсчета. Отказ от идеи первоматериидорога к плюро-релятивистскому агностицизму.

Процесс круговорота материи, как и все сущее в мире, имеет свою диалектику и законы.

Диалектика простого и сложного

Согласно диалектике сложное не может быть без простого. Противоположности не могут исключать друг друга. «Нельзя иначе выразить принцип движения, – замечает Ленин, – как принципом тождества противоположностей. Движение и становление, вообще говоря, могут быть без повторения, без возврата к исходному пункту и тогда такое движение не было бы «тождеством противоположностей». Но и астрономическое и механическое (на земле) движение и жизнь растений и животных и человекавсе вбивало человечеству в головы не только идею движения, но именно движения с возвратами к исходным пунктам, т. е. диалектического движения» . Первоматериятай-цзыапейронматерия, говоря словами Энгельса, «во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен» и кем-либо создан. Без идеи первоматерии немыслимы ни вечный круговорот материи, ни материальное единство всего сущего в мире, ни генетическое родство форм материи, ни обмен веществ между ними. Первоматериятай-цзыапейронисходный и конечный пункт всеобщего круговорота материи. Материя не возникает и не уничтожается, ни приобретает и не утрачивает своих свойств. Возникают и уничтожаются, приобретают и утрачивают свои свойства лишь сложные формы материи, продукты распада которых вновь и вновь вступают во всеобщий круговорот материипроисходит вечное превращение материи из одних форм в другиеиз простых в сложные и обратно из сложных в простые. Именно, в силу всеобщего круговорота материи мир и представляют собой единую систему.

Существует три типа гипотез круговорота материи: континуальные, квантуальные и эмерджентные.

Гипотезы круговорота материи

Континуальные гипотезы круговорота материи

Континуальные гипотезы круговорота исходят из признания субстанциальной сплошностинеделимости материи. К их числу относятся гипотезы: «стихий», энергетическая, полевая и т. п. Согласно этим гипотезам, вещи возникают и разрушаются в результате сгущения, разряжения исходной материи: воды, воздуха, огня, энергии, поля, движения. Эти гипотезы связаны с именами: Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Оствальда, Эйнштейна, Гейзенберга, Свидерского.

Континуальные гипотезы констатируют лишь одну из форм превращениясгущениеразряжение диффузной материи и не учитывают других форм превращения веществ: ассоциациидиссоциации, поглощенияизлучения, ассимиляциидиссимиляции, оплодотворениярождения.

Вопрос об источнике движения материи и развития ее форм континуалисты решают по-разному: дуалистически (тончайшая и легчайшая материяу Фалеса, логосу Гераклита), оставляют его открытым (Анаксимен) или автогенетически (Оствальд, Эйнштейн, Гейзенберг, Свидерский), считая энергию, поле, движение субстанцией и источником движения материи. Взятые изолированно, континуальные гипотезы круговорота материи не отвечают концепции диалектико-материалистического монизма.

Квантуальные гипотезы круговорота материи

Квантуальные гипотезы круговорота основываются на признании субстанциальной дискретностиделимости материи. Согласно этим гипотезам, вещи возникают, развиваются и разрушаются в результате соединения-разъединения квантованных частиц материи. Абстрактно делимость материи может быть качественно и количественно предельной и беспредельной. В соответствии с этим исторически известны: плюро-релятивистская, плюро-атомистическая и диморфная гипотезы строения материи.

Плюро-релятивистская гипотеза строения материи исходит из признания наличия бесконечного числа генеративных началмножественности атомов. Она не преодолевает количественного плюрализмаэто опять же противоречит концепции диалектико-материалистического монизма.

Диморфная гипотеза исходит из того, что материя едина и двойственна в себеосновывается на признании качественного и количественного пределов делимости материи, наличии двух исходных, взаимно противоположныхположительных и отрицательныхначал, необходимых и достаточных для построения, движения и развития всех сложных форм материипринцип субстратного диморфизма материи. «Все, – говорит Аристотель, – чем мы имеем дело) это или противоположности, или построено из противоположностей» . Это непременный и безусловный философский вывод из концепции диалектико-материалистического монизмаее краеугольный камень. Субстратный диморфизм материи прослеживается во всех генеративных процессах окружающего мира: электроны и протоны, протоны и нейтроны, анионы и катионы, мужские и женские гаметы. Он является основным – исходным противоречием, лежащим в фундаменте материи.

Принцип субстратного диморфизма материи полностью отвечает закону диалектической симметрии противоположностейлогике диалектико-материалистического монизма. Логически непротиворечиво решает проблему круговорота материи, материального единства всего сущего в мире и вопрос об источнике движения и развития материи и ее форм. Снимает ограниченности плюро-релятивистской и плюро-атомистической гипотез строения материи. С позиций диалектико-материалистического монизмапринцип субстратного диморфизма заслуживает самого пристального внимания, исследования и обоснования, он открывает широкие возможности для обобщения всех известных представлений и экспериментальных данных о строении и движении материи и дальнейшего развития теории материи.

Эмерджентные гипотезы происхождения материи

Одна из эмерджентных гипотез, опираясь на эффект Доплера, исходит из признания того, что материя возникла путем взрыва «первоатома». Она отвергает идею вечного круговорота материиидею первоматериии объясняет лишь единственный факт – красное смещение в спектре электромагнитного излучения космических объектов и на этом основании постулирует разбегание звездных систем во вселенной. Но, во-первых, разбегание звездных систем изотропноодинаково во всех направлениях от Земли. Это превращает Землю в центр вселенной, возрождает геоцентризм. Во-вторых, эта гипотеза не решает вопрос о поступательном развитии материи от простых форм к сложным. В-третьих, красное смещение в спектре электромагнитного излучения может иметь и другие причины.
В частности, физикиЖ. К. Пеккер, Ж. П. Вижье и другиеполагают, что «не галактики удаляются от нас, а свет устает и стареет. И стареет он краснея» . Старение светапостепенное уменьшение энергии фотонов в световом потоке ведет к удлинению волныпроисходит красное смещение в спектре, процесс объективно закономерный. Все в мире стареет. Стареет и свет. Это и ставит в повестку дня вопрос о необходимости создания «новой астрофизики и физики» . И физика эта может быть создана на основе субстратного диморфизма материи.

Вопрос состоит не только в том, является ли субстратом материи «первоматерия» или «первоатом», но и в том, как мыслится процесс самодвижения и саморазвития материиот простых форм к сложным и обратно от сложных к простымв том и другом случае. Эмерджентная гипотеза никаких посылок на этот счет не выдвигает.

Законы круговорота материи

Первым и непременным условием круговорота материи является сохранениенесотворимость и неуничтожимостьее исходных начал и их тождество с конечными продуктами круговорота веществ.

Закон сохранения

Сохранение, как и все сущее в мире, имеет свою диалектику, оно может быть абсолютным и относительным.

Абсолютное сохранение присуще простым-исходнымстабильным элементарным частицам материи: протонам и электронам, составляющим первичную компоненту мировой космической средытай-цзы, апейрон, первоматерия и их полевым частицам: фотону и нейтрону-гравитону и их атрибутам: массе и энергии, электрическому заряду, электрическому и гравитационному (барионному и лептонному) полям и другим константам. Сохранение электронов и протонов не означает, однако, их неизменности. Они излучают и

поглощают энергию, соответственно меняется их масса. Но масса их не нулифицируетсяне превращается в энергию полностью. В состоянии покоя их массы постоянны и однородны.

Относительноерелятивное сохранение присуще всем сложным формам материи, которые в процессе круговорота движутся и возникают, развиваются и разрушаются. Иначе они были бы ненаблюдаемы.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания отражает качественную взаимосвязь нового со старымпреемственность нового по отношению к старому. Отрицание отрицания, то есть сохранение. Ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Отрицание отрицания опять же является двояким: онтогенетическим и филогенетическим.

Онтогенетический – внутривидовой круговорот материи может быть циклическимагрегатный круговорот веществ: газжидкостьтвердьжидкостьгазв мире неорганическом и спиралевидным – гентильный круговорот материи путем последовательно-поступательной прогрессивной или регрессивной смены поколений живых существ в органическом мире.

Филогенетический – родовой круговорот материи от простых форм к сложным и обратно является консервативно-замкнутым циклом всеобщего круговорота материи. Так, люди могут исчезнуть или истребить друг друга, как исчезли динозавры, а всеобщий круговорот материи будет продолжаться.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон перехода количественных изменений в качественные решает вопрос о механизме круговорота материи: все качественные превращения материи «могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» . Переход количественных изменений в качественные также является двояким: генеративным и трансформационным.

Генеративный переход количественных изменений в качественные происходит путем ассоциации-диссоциации генеративных начал: электронов и протонов, протонов и нейтронов, анионов и катионов в неорганическом мире и путем слияния и воспроизводства мужских и женских гамет в мире органическом.

Трансформационный переход количественных изменений в качественные происходит путем поглощения-излучения ионов и фотонов в мире неорганическом и путем ассимиляции-диссимиляции веществ и энергии в мире органическом.

Закон неравномерности движения и развития форм материи

Неравномерность движения и развития форм материи известна в науке давно. Но длительное время неравномерность движения рассматривалась и исследовалась только в механике, а неравномерность развитияв эволюционной теории происхождения видов и то скорее иплицитно, чем номологически. Ленин впервые рассматривает неравномерность и как закон неравномерности общественного развития . На основе этого закона Ленин создает свою теорию социалистической революции и развивает учение о роли главного звена в стратегии и тактике политической борьбы.

У нас принято говорить лишь о «законе неравномерности развития капитализма в эпоху империализма», хотя Ленин, подчеркивая обострение неравномерности развития капитализма в эпоху империализма, нигде и никогда не ограничивал действие этого закона рамками одной социальной эпохи. Неравномерность не могла появиться ни с того ни с чего лишь на империалистической стадии развития человеческого общества, если б она не была атрибутивно присуща развитию материивсего сущего.

Закон неравномерности движения и развития является не только общесоциологическим, но и всеобщим концептуально-методологическим законом движения и развития материивсех ее форм. Неравномерностьскачкообразность движения и развития всего сущего имеет место во всем мире: все сущее в мире не только построено по-разному, но и по-разному движется и развивается. Неравномерность движения и развития форм материи, так или иначе, учитывается и исследуется всеми отраслями знания. И только в философии закон неравномерности движения и развития материи бытует под неопределенным названием «скачок».

Неравномерность движения и развития материи имеет место в структурной организации ее форм, как в неорганическом мире, так и в мире органическом. В мире органическом неравномерность реализуется путем дивергенции и конвергенции признаков у живых существ.

Дивергенциярасхождение признаков у растений и животных, вызываемое естественным отбором в процессе их борьбы за существование, в условиях резкого изменения среды обитания или искусственного отбора в процессе их культивирования человеком.

Конвергенциясхождение признаков у растений и животных, приобретение сходного строения неродственными существами вследствие приспособления к условиям сходной среды обитания или их селекции.

Концептуальная сущность аксиомы материалистического монизма не исчерпывается принципом круговорота материи. Из этой аксиомы, как отмечено выше, с необходимостью следуют принципы логического и исторического материализма.

2. Принцип логического материализма

Поскольку мир един в своей материальности, то и сознаниелогическое мышлениене может быть ничем иным, как свойством материи: материя первичнасознание вторично, производно от материи. Сознание материально лишь в источнике. «Идеальное, – пишет Маркс, – есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней» . Таким образом, возникает проблема соотношения материи и сознания. Эту проблему Энгельс называет основным вопросом философии . Лениносновным гносеологическим вопросом . Думается, каждый из названных терминов имеет свою правомерность.

Термин «основной вопрос философии» акцентирует внимание на проблеме соотношения материи и сознания, в зависимости, от решения которой исторически определяются концептуальные позиции различных направлений в философии и идеологии.

Термин «основной гносеологический вопрос» или, по Энгельсу, «вторая сторона основного вопроса философии» акцентирует внимание на проблеме соотношения чувств и разума в процессе познания, в зависимости от решения которой определяются методологические позиции различных направлений в гносеологии.

Термин «логический материализм» акцентирует внимание на онтологической природе сознания как свойстве высокоорганизованной материи. Этот термин концептуально соотносится с термином «исторический материализм». Концептуальная соотносительность логического и исторического с необходимостью следует из аксиомы материалистического монизма. Целесообразность, которая поражает человека в природе, – это и есть логика материи: гармонияпифагорейцев, даодревнекитайских мудрецов, логосГераклита, нусАнаксагора, идеиПлатона, перводвигательАристотеля, богФилона Александрийского, интеллектус инфинитусСпинозы, абсолютный духГегеля, душаФейербаxа, идеальноеМаркса, мышлениеЭнгельса, сознаниеЛенина. «От природы, – говорит Аристотель, – не свойственно смешиваться чему попало с чем попало» . В современной науке целесообразность находит свое отражение и выражение в законе симметрии. «Понятие симметрии в науке XX столетия, – пишет коллектив авторов, – осознается как один из важнейших методологических принципов научной теории» . В. И. Вернадский оценивает симметрию как «основной принцип постижения Сущего» . Таким образом, симметрия выявляется, говоря словами Ленина, как закон объективного мира и закон познания . Симметрия, как и все в мире, является двойственной: диальной и дуальной. Диальную (плюсминус) симметрию, которая имеется в виду у Ленина , кристаллографы называют «антисимметрией». Дуальная (плюсплюс, минусминус) симметриясимметрия между равнозначными взаимодействующими противоположностями.

«Анализ антисимметрии с точки зрения единства и борьбы противоположностей, – пишет Ю. А. Урманцев, – приводит к возможности развития теории антисимметрии объектов, выраженной такими предельно общими противоположностями, как тождество и различие, необходимость и случайность, причина и следствие, форма и содержание, качество и количество и т. д. Таким образом, осмысление существующей теории антисимметрии с точки зрения «ядра» диалектики позволяет предположить существование и таких антисимметрий, теория которых еще только должна быть создана» . Разумеется, что логика сознания отличается от логики материи. Логика материиэто логика вещей, а логика сознанияэто логика идей и логика интересов, которая может опираться и не опираться на логику вещей. Логика сознания, основанная на логике вещейэто и есть логика творческого созидания. Логика сознания, противоречащая логике вещейэто логика порабощения и эксплуатации человека человеком и человеком общества, логика разрушения.

Логика сознания, говоря словами Ленина, идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной действительности» , и, как отмечает Энгельс, имеет две стороны, основанные на противоречиях между материей и сознанием, чувством и разумом. В зависимости от решения этих противоречий определяются субстанциальныемировоззренческие и методологические позиции в идеологии.

Мировоззренческие позиции в идеологии

Мировоззренческие позиции в идеологии, как отмечено выше, эвристически определяются в зависимости от решения трех концептуально-субстанциальных противоречий между: материализмом и идеализмом; диалектикой и метафизикой; монизмом (дуо-плюрализмом) и релятивизмом. Энгельс главное внимание уделил противоречию между материализмом и идеализмомпервой стороне основного вопроса философии – вопросу о соотношении материи и сознания в определении мировоззренческих позиций в идеологии. Логически и исторически этот вопрос имеет следующие решения: метафизическиймонистический материализм, субъективныймонистический идеализм, дуо-плюрализм, релятивизм, диалектический идеализм и диалектический материализм.

Монистический материализм сводит сознание к материи. С позиций монистического материализма решали вопрос о соотношении материи и сознания, природы и мышления античные натурфилософы-материалисты, английские и французские материалисты XVIIXVIII столетий и вульгарные материалисты XIX века.  

Субъективныймонистический идеализм сводит материю к сознанию. На этой основе решают вопрос о соотношении сознания-ощущений и материи: солипсисты, берклеанцы, махисты, эмпириокритики и т. п.

Дуо-плюрализм исходит из признания двух или нескольких материальных и идеальных субстанциально равнозначных и друг от друга независимых начал. Дуализм исторически восходит к религиозно-философским учениям Древнего Востока: древне-персидской «Зенд-Авесте», к дуализму «тай-цзы» и «дао» у Лао цзы, некоторых древне-индийских философских школ, к религиозно-этическому учению орфиков, к гераклитовскому дуализму огня и логоса, анаксагоровскому дуализму гомеомерий и нуса. Для Платона дуализм оказался переходной ступенью к плюралистическому объективному идеализму. Дуализм широко был распространен в общинах гностиков и манихейцев. В новое время крупнейшим представителем дуализма был Декарт. Позднее, дуализм в той или иной мере имел место у Мальбранша, Локка, Канта, Шопенгауэра, Э. Гартмана. В современной буржуазной психологии представлен психофизическим параллелизмом, несостоятельность которого доказана Сеченовым и Павловым. Плюрализм исходит из признания множественности субстанциальных начал. На этом основываются позитивистские представления о том, что каждая наука сама себе философия, что положительное знание может быть лишь как результат отдельных специальных наук, как их суммарноесводное обобщение без каких-либо концептуально-методологических философских посылок, что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное существование, в действительности такого права не имеет. Позитивизм широко распространен среди естествоиспытателей и философов, занимающихся философскими вопросами естествознания.

Релятивизм исходит из отрицания каких-либо субстанциальных начал в строении материи, моментов и сторон в вещах, в научных теориях, моральных нормах и т. д. На этом основываются кратиловское учение о всеобщей и абсолютной текучести всех вещей, протагоровское«Человек есть мера всех вещей», скептицизм, агностицизм, эмпиризм, конвенциализм.

Диалектический идеализм исходит из признания субстанциальной первичности сознанияидейдуха и вторичности материи. Виднейшими представителями являются Платон и Гегель, причем идеализм Платона плюралистический, а идеализм Гегеля – монистический.

Диалектический материализм исходит из признания субстанциальной, генетической первичности материи и вторичности сознания. Виднейшими представителями являются Маркс, Энгельс, Ленин.

Сознание вторично, производно от материи, материально в источникеатрибутивно присуще материи и лишь на высшем уровне ее организации приобретает относительную самостоятельность. Но из ничего сознание возникнуть не могло. Каждому уровню организации материи отвечает своя форма избирательности и направленной ориентации. Ничто, говорит Аристотель, не соединяется с чем и как попало. Возникновение сознания запрограммировано в диалектической плюс-минус симметрии противоположностей, определяющей и обеспечивающей все взаимодействия форм материи. Способность материи к избирательности и направленной ориентации находит свое отражение и выражение в электронно-вычислительной технике.

Конструктивно концептуальные позиции в идеологии, отвечающие противоречию материясознание, могут быть логически суммированы в следующем виде:

 

I

Диалектический

материализм

II

II

Диалектический

идеализм

I

+

Дуо-плюрализм

+

Релятивизм

Монизм

идеалистический

+

+

Монизм

натурфилософский

Материя

Сознание

 

В любом противоречии есть свои: первичная и вторичнаяосновная и неосновная или главная и неглавная стороны, отношения между которыми могут пониматься и толковаться по-разному, но в четко определенных границах, что и обозначено соответствующими знаками:

I II Основная сторона противоречия признается первичной, неосновнаявторичной: объективная логика вещей;

II I Неосновная сторона противоречия признается первичной, основнаявторичной: субъективная логика идей и интересов;

+ + Обе стороны противоречия признаются равнозначными: позитивистская логика «ии»;

– – Не признаются обе стороны противоречия: негативистская логика «нини»;

– + Основная сторона противоречия сводится к неосновной, первичная к вторичной: альтернативная логика «илиили»;

+ – Неосновная сторона противоречия сводится к основной, вторичная к первичной: альтернативная логика «илиили».

Однако решение вопроса о соотношении материи и сознания не исчерпывает концептуальных позиций в идеологии. Так, диалектический материализм может быть монистическим, плюралистическим и релятивистским. Идеализм также может быть теологическим монистическим и плюралистическим, платоновскимдиалектико-идеалистическим и гегелевскимдиалектико-идеалистическим монистическим.

Методологические позиции в идеологии

Методологические позиции в идеологии определяются в зависимости от решения вопроса о соотношении чувств и разума в процессе познания мира. Этот процесс также имеет свои логически и исторически определенные решения: сенсуализм и рационализм, скептицизм и синкретизм, догматизм и сциентизм.

Сенсуализм исходит из признания чувств единственным источником познания действительности: «Кому, что, как кажется, так оно и есть», – говорит сенсуалист Протагор. Протагору вторит Гельвеций: «Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума» . Логически чувстваисходный пункт познания. Это находит свое отражение в принципе наблюдаемости. Как методологическая позиция принцип наблюдаемости выдвинут еще в древнеегипетском литературном памятнике «Песня арфиста» где говорится, что для ознакомления с «загробным царством» отсутствуют какие бы то ни было источники, опирающиеся на чувства и опыт. На этой основе отрицается существование «загробного царства» и выдвигается призыв «устраивать свои дела на земле» . Тем не менее, основанная на принципе наблюдаемости геоцентрическая система мира АристотеляПтолемея оказалась научно несостоятельной. Одностороннее преувеличение наблюдаемости ведет к альтернативному противопоставлению чувственно-конкретного знаниярационально-абстрактному мышлению. Ибо, указывает Ленин, «самая простая истина, самым простым, индуктивным путем полученная, всегда неполна, ибо опыт всегда незакончен» . Односторонний сенсуализм ведет к метафизическому эмпиризмуигнорированию роли рационального познания, к фактическому отказу от мышления, которое, по словам Энгельса, «оказывается не в состоянии верно следить за фактами или хотя бы только излагать их ипревращается в нечто противоположное действительной эмпирии» . Заводит философскую мысль в тупик скептицизма.

Рационализм, взятый односторонне, исходит из признания разума единственным источником познания действительности. Логически разум наряду с чувствомдиалектически непременная предпосылка познания. Как методологическая позиция рационализм находит свое выражение в принципе простоты Оккама: «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». Эвристически этот принцип, как и принцип наблюдаемости, лежит в основе всех научно правомерных посылок, концепций, гипотез, теорий, принципов, законов. И опять же одностороннее преувеличение принципа простоты ведет к альтернативному противопоставлению рационально-абстрактного мышлениячувственно-конкретному опыту. Креационистскаярелигиозно-фантастическая гипотеза происхождения мира вполне отвечает принципу простоты, но полностью противоречит принципу наблюдаемости. Это и предопределяет научную несостоятельность креационизма. Односторонне понятый рационализм, как и односторонне толкуемый сенсуализм, гонит философскую мысль в тупик скептицизма.

Скептицизм – негативная методологическая позиция «ни-ни», в основе которой лежит неверие ни в чувства, ни в разумнедоверие к любым взглядам и представлениям, сомнение в существовании истины и наличии какого бы то ни было критерия ее оценки: чувстваобманывают, разумзаблуждается. Исторически скептицизм был реакцией на односторонние рационалистические построения мысли, не совпадающие с фактами. Как разрушительная сила скептицизм имел порою исторически прогрессивное значение в борьбе против ограниченностей метафизического сенсуализма и метафизического рационализма, против теистического догматизма и спекулятивного конвенциализма. Исторически разновидностями скептицизма являются софистика и агностицизм. Софистика исходит из того, что истина и ложь равным образом доказуемы и недоказуемы, что доказать и опровергнуть можно что угодно. Агностицизм утверждает, что в наших знаниях нет ничего отвечающего действительности, что достоверное знание в принципе невозможно. Но мысль человеческая не смиряется на скептицизме. Она ищет выход и находит его, прежде всего, в синкретизме.

Синкретизмдуальная методологическая позиция «и-и», исходит из признания равнозначности чувств и разума в процессе познания. Историческими формами синкретизма являются гностицизм и эклектизм. Гностицизмрелигиозно-философское течение, существовавшее в III веках, проповедовавшее дуалистическое совмещение пантеистических чувственно-мифологических представлений с христианским рационально-религиозным вероучением. Эклектизмбеспринципное совмещение противоречивых чувственно-конкретных представлений с рационально-абстрактными домыслами и вымыслами, которые не имеют единого концептуально-теоретического основания. Это совмещение осуществляется путем схоластической подмены логических посылок и концептов сообразно поставленным целям. Эклектизм особенно часто встречается в периоды перестройки теорий или переоценки концептуальных позиций. Здесь появляется обильная генерация своих фундаментальных посылок и точек зрения, своих аспектов и акцентов, своих программирующих идей и всеобщих оснований науки.

Дуальная методологическая позиция синкретизма является спекулятивной или оппортунистическойконструктивно несозидательной.

И философская мысль снова ищет выход и находит его в догматизме и сциентизме.

Догматизмдиальная методологическая позиция, основанная на приоритете разума над чувствамина гипертрофированном противопоставлении дедуктивного рационально-абстрактного мышленияиндуктивному чувственно-конкретному опыту. Эта позиция строится на приоритете субъективной логики интересов над объективной логикой вещейпринцип партийности. Этот принцип придает догматизму четкую идеологическую направленность и политическую мобильность. Исторически догматизм находит свое выражение в доктринизме и конвенциализме. Доктринизмрелигиозный, теоретический, политическийпоявляется там и тогда, где налицо застой мысли, косность, рутина и авантюризмгде логика интересов господствует над логикой вещей. Доктринизмдогматическая логика авторитаризма. Конвенциализм, как и доктринизм, строится на основе приоритета логики интересов над логикой вещей.
На этой основе строятся всевозможные логики классовой партийности и оппортунизма. Партийность марксистско-ленинской идеологии, как уже отмечено выше, отличается от любой другой партийности тем, что она основывается на приоритете объективной логики вещей над субъективной логикой интересов. Но это будет уже не догматизм, а сциентизм.

Сциентизм – диальная методологическая позиция, которая исходит из концептуального признания первичности чувств и вторичности разума в процессе познания и их взаимной зависимостипринцип научности. Чувства первичныосновная сторона противоречия, разум вториченнеосновная сторона противоречия, но в противоречии роль главной и неглавной сторон может меняться. Разум может играть роль главной стороны, хотя чувства не перестают быть основной стороной в данном противоречии. Это объективирует разум, приземляет его к реальной действительности, не дает ему отрываться от чувственно-конкретной реальности. Сциентизм отвечает как принципу наблюдаемости, так и принципу простотыявляется методологической основой последовательно научного познания мира.

Конструктивно методологические позиции в идеологии, отвечающие противоречию чувстваразум, могут быть логически суммированы в следующем виде:

 

Чувства

Разум

+

+

II

I

Сенсуализм

Рационализм

Скептицизм

Синкретизм

Догматизм

Сциентизм

+

+

I

II

 

Различные методологические позиции различных направлений в теории познания отражают интересы различных социальных групп: сословий, классов, партий. Единственное последовательно научное направление в гносеологиисциентизм – отвечает логике вещей, отражает и выражает интересы исторически прогрессивных классов, объективно заинтересованных в построении бесклассового общества. Все другие направления в гносеологии основываются на приоритете субъективной логики идей над объективной логикой вещей. Они отражают и выражают интересы и идеологические позиции эксплуататорских классов и паразитических сил, заинтересованных в сохранении эксплуатации человека человеком и человеком общества. Это, однако, не исключает возможности и необходимости обратного созидательного воздействия сциентической логики идей на логику вещей. Так, по логике вещей растет один колос, а по логике идей может расти на том же месте два колоса.

Материя и сознание, чувства и разум, мировоззрение и методология диалектически взаимосвязаны между собой. В соответствии с этим мировоззренческие и методологические позиции могут быть сведены в единую систему концептуально-методологических позиций в идеологии.

Система концептуально-методологических
позиций
в идеологии

В соответствии с седьмым ленинским элементом диалектики: «Соединение анализа и синтеза, – разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе» , концептуально-методологические позиции в идеологии могут быть логически суммированы в следующем виде:

 

Чувства

Разум

+

+

II

I

Сенсуализм

Рационализм

Скептицизм

Синкретизм

Догматизм

Сциентизм

+

+

I

II

I

II

+

+

Диалектический материализм

Диалектический идеализм

Дуализм

Плюрализм

Монизм идеалистический

Монизм натурфилософский

II

I
+

+

Материя

Сознание

 

В соответствии с ленинским положением: «Каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными» , таблица наглядно иллюстрирует историческую и логическую взаимосвязь между различными концептуально-методологическими позициями в идеологии.

Концептуально-методологические позиции различных направлений в идеологии отражают интересы различных социальных групп: каст, сословий, классов, партий.

Единственное последовательно научное направление в идеологии – марксистско-ленинская философия – основывается на признании первичности материи и чувств и вторичности сознания и разума, отвечающем объективной логике вещей, – отражает и выражает интересы исторически прогрессивных трудящихся классов, объективно заинтересованных в ликвидации деления общества на классы – в построении бесклассового коммунистического общества. Все другие направления в идеологии основываются на приоритете субъективной логики идей над объективной логикой вещей. Они отражают и выражают интересы регрессивных – консервативных и реакционных – эксплуататорских классов и паразитических сил, заинтересованных в сохранении эксплуатации человека человеком и человеком общества.

Однако таблица лишь иллюстрирует историческую картину эвристических поисков концептуально-методологических позиций в философииидеологии методом проб и ошибок. Она не дает концептуально-логического кода для последовательно научного понимания отношений человека к действительности, не решает вопроса о предмете философии и источнике самодвижения всего сущего.

3. Принцип исторического материализма

Принцип исторического материализма такое же следствие из аксиомы материалистического монизма, как и принцип вечного круговорота материи и принцип логического материализма. «Из посылок материализма, – замечает Ленин, – ничего нет легче вывести социализм» . Поскольку мир един в своей материальности, то и общественная жизнь людей не может быть ничем иным, как одной из форм движения материи. Но форма эта особая, со своими закономерностями бытия и развития, где идеальное, порожденное материальным, снова материализуется в процессе созидательной, производительной деятельности людей. Отсюда и все проблемы отношений человека к действительности.

Принцип исторического материализмаматериалистическое понимание историифундаментальная посылка, определяющая сущность революционного переворота в философии, начатого Марксом. Согласно этой посылке, устанавливается материальное единство природы и общества, преодолевается натурфилософское сведение общества к природе, идеалистические и теологические представления о возникновении и развитии общества. Принцип исторического материализмаосновной закон бытия и развития человеческого общества, открытый Марксом. На основе этого закона Маркс разрабатывает учение о периодической смене общественно-экономических формаций в процессе развития общества, теорию классовой борьбы и социальных революций, учение о диктатуре пролетариата, как условии преобразования классового общества в бесклассовое.

Методологически принцип исторического материализма лежит в основе структурного анализа и конструктивного моделирования отношений человека к действительности, из него следуют все другие посылки материалистического понимания истории. Согласно материалистическому пониманию истории, основу общественного бытия и развития составляет производство и воспроизводство человеческой жизни. «Существование живых человеческих индивидов, – отмечает Маркс, – первая предпосылка всякой человеческой истории» . Производство и воспроизводство человеческой жизни, как и все сущее в мире, имеет свою диалектикуявляется двойственным: филогенетическим и онтогенетическим.

Филогенетически человек представляет собой высшую ступень развития органических форм материиживых существ на Земле. Филогенетическое формирование человекаисходный пункт человеческой истории. Ее последним актом может оказаться авантюрное бряцание средствами массового истребления всего живого на Земле. В этом случае филогенетическое возрождение человечества не может быть осуществлено никакими силами и средствами. Этим определяется смысл и значение современной эпохи в истории человечества.

Человек, как показано выше, выделяется из окружающей среды тем, что он, – в отличие от всех других живых существ, – не только присваивает естественные продукты природы, но и творчески перерабатывает и преобразует их в соответствии со своими потребностями и понятиями. «Человек, – пишет Маркс, – не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» . Таким образом, осуществляется онтогенетическое воспроизводство человеческой жизни.

Онтогенетическое воспроизводство человеческой жизни представляет собой сложную систему отношений человека к действительности. «Сущность человека, – замечает Маркс, – не есть абстракт, присущий отдельному человеку. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» . Система онтогенетического воспроизводства человеческой жизни включает в себя ряд сфер: ноологическую и демиургическую, материальную и интеллектуальную (духовную), эстетическую и этическую, гентильную и экологическую, психологическую и социальную, диетическую и экономическую, идеологическую иполитическую, культурную и цивильную. В каждой из этих сфер

человек выступает в своей определенной ипостаси: человек и творец, житель и сожитель, родитель и обитатель, обыватель и личность, потребитель и производитель, мыслитель и деятель, труженик и гражданин. Ипостассионная структура может быть моделирована в следующем виде:

 

ТВОРЕЦ

           Труженик

Гражданин

Потребитель

Производитель

Мыслитель

Деятель

Родитель

Обитатель

Обыватель

Личность

Житель

 Сожитель

ЧЕЛОВЕК

Человекэто, прежде всего, разумное существовысшая ступень развития всего сущего на Земле. В отличие от животных, человек не только приспосабливается к окружающей среде, присваивает ее естественные материальные блага в натуральном виде, но и перерабатывает, преобразует, культивирует их, в том числе культивирует и себя, естественную среду обитания преобразует в искусственнуюсоздаеттворит ноосферу сферу рациональной деятельности человека. Люди, пишет Маркс, «как физически, так и духовно творят друг друга» . На этой основе может и должна формироваться и развиваться ноологиятеория научного коммунизманаука о разумной, созидательной деятельности людей, о формировании и развитии человека по законам красоты и благородства. «В человеке, – говорит Чехов, – все должно быть прекрасным». Человек должен быть не только красивым, к чему стремится каждый, но и быть благородным, уметь жить локоть к локтю с другими людьми. На этой основе формируются и развиваются эстетические отношения человека с действительностью и этические отношения между людьми. Возникают и развиваются: эстетика – наука о прекрасном и этиканаука о нравственном.

Воспроизводство человеческой жизни также имеет свою диалектику, осуществляется двояким путемпутем физического, материального производства в ипостаси житель и духовно-интеллектуальным путем в ипостаси сожитель.

Материальное воспроизводство
человеческой
жизни

Материальное воспроизводство человеческой жизни в ипостаси житель составляет материальный базисоснову общественных отношений между людьми. «Мы должны, – пишет Маркс, – прежде всего констатировать первую предпосылку всякого человеческого существования, а, следовательно, и всякой истории, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии «делать историю» . Но для жизни нужно, прежде всего, быть рожденным, иметь место под солнцем, иметь средства существования, уметь их добывать и производить. На этой основе складываются и развиваются гентильные отношения между людьми и экзистенциальные отношения к средствам существования, экологические отношения к окружающей среде и экономические отношения к средствам труда и производства. На этой основе формируется и развивается культура труда и производства как «всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни» .

Гентильное воспроизводство человеческой жизни

Гентильное воспроизводство человеческой жизни посредством рожденияпотомственное продолжение человеческого родапервое и непременное условие общественного бытия и развития, стержневая линия человеческой истории. Для жизни человек должен быть, прежде всего, рожден. Воспроизводство человеческой жизни посредством рождения вначале было, по Марксу, «единственным социальным отношением» . Рождение человекапервый акт в его отношениях к действительности. Решающая роль в этом акте принадлежит человеку в ипостаси родитель.

Как родитель, человек может быть женщиной или мужчиной. Половой диморфизм женщины и мужчиныоснова гентильного воспроизводства человеческой жизни. На этой основе складываются и развиваются брачные и семейные, родовые и племенные, этнические и демографические отношения между людьми и народами. В силу неравномерности развития, одни этнические группы людей демографически прогрессируют, другиерегрессируют или находятся в застойном состоянии. В результате одни семьи, роды, племена, народыпроцветают, другиеувядают, хиреют, вырождаются и гибнут или прозябают на задворках истории. Численность народонаселения, по Марксу, не только изначальный, но и постоянно действующий фактор общественного бытия и развития . Крайне низкую плотность населения России Ленин рассматривал как один из факторов ее отсталости в развитии . Ленинское предостережение и поныне сохраняет свою актуальность. В XIX веке численность населения России росла в 2 раза быстрее, чем в мире. В XX столетиив 23 раза медленнее.

В силу неравномерности общественного развития, демографический фактор приобретает порой роль главного звена в исторических судьбах народов. Это, в частности, проявлялось в так называемых «великих переселениях народов», когда одни народы, в силу своей многочисленности, выходили на историческую арену через истребление других народов и захват их жизненных пространств. С вымирания коренного населения начинался закат многих великих цивилизаций. Народные массы, по определению Маркса, – главная производительная сила в общественно-историческом воспроизводстве человеческой жизни и как таковая должна воспроизводиться планомерно и пропорционально с другими звеньями материального воспроизводства человеческой жизни. Для нашей страны с ее экологическими и экономическими возможностями, социальными и политическими задачами была бы, видимо, оптимальной плотность населения близкая к среднемировой.

Этим определяется специфика и относительная самостоятельность гентильного воспроизводства человеческой жизни, его роль и значение в системе общественного воспроизводства жизни. На этой основе формируется и развивается евгеника – наука о соразмерном количественном и качественном воспроизводстве человеческой жизни по законам здоровья и красоты.

Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

Как живой индивидчеловек является продуктом естественно-исторического развития материидетищем природы. «Поэтому, – пишет Маркс, – первый конкретный факт, который подлежит констатированию,телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение к остальной природе» . Согласно своей природе, человек, для того чтобы жить и быть в состоянии «делать историю», должен с момента рождения по день кончины повседневно потреблятьвоспроизводить свое существование: дышать, пить, есть, одеваться, иметь жилище и другие материальные блага . Человек выступает в ипостаси потребитель. Этим определяется специфика и относительная самостоятельность экзистенциального воспроизводства человеческой жизни, его роль и значение в системе материального воспроизводства жизни на Земле. На этой основе должна формироваться диететика – наука о соразмерном ирациональном естественно-историческом потреблении материальных благ, средств существования.

Экологическое воспроизводство человеческой жизни

Непременным звеном в системе материального воспроизводства человеческой жизни является экологическая средасреда обитанияисточник средств существования и средств производства, предмет забот и обустройства, где человек выступает в ипостаси обитатель. «Всякая историография, – указывает Маркс, – должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории» . «Различные общины, – подчеркивает Маркс, – находят различные средства производства и различные жизненные средства среди окружающей их природы. Они различаются поэтому между собой по способу производства, образу жизни и производимым продуктам. Этоте естественно выросшие различия, которые при соприкосновении общин вызывают взаимный обмен продуктами, а, следовательно, постепенное превращение этих продуктов в товары» . Экологическое воспроизводство человеческой жизни превращается в отдельное, относительно самостоятельное звено в единой системе материального воспроизводства жизни. Возникает необходимость в формировании и развитии специальной науки экологии – науки о рациональном использовании невозобновляемых источников средств производства и культивировании возобновляемых средств существования.


Экономическое воспроизводство человеческой жизни

Экономическое воспроизводство человеческой жизни посредством производства материальных благ является, по Марксу, первым актом человеческой истории . Люди, говорит Маркс, «начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни» . Для того, чтобы жить – потреблять и рожатьлюди должны иметь средства существования, которые надо производитьдобывать и обрабатывать, творить и созидать. «Это, – пишет Маркс, – такое историческое дело, такое основное условие всякой истории, которое (ныне так же, как и тысячи лет тому назад) должно выполняться ежедневно и ежечасноуже для одного того, чтобы люди могли жить» . Этим определяется специфика и относительная самостоятельность экономического фактора, его роль и значение в системе материального воспроизводства человеческой жизни. В процессе производства средств к жизни люди, в отличие от животных, не только присваивают, но и перерабатывают, творчески преобразуют и культивируют то, что дано им природой. Человек выступает в ипостаси производитель, возникает и развивается экономика – наука о преобразовании благ, данных природой, в блага для людей, специфическое и относительно самостоятельное звено в системе материального воспроизводства жизни на Земле.

Эргономическое воспроизводство человеческой жизни

Эргономическое воспроизводство человеческой жизни посредством труда, является, по Марксу, всеобщим условием «обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни» . Трудзавершающее звено в системе материального воспроизводства человеческой жизни. «Труд, – по определению Маркса, – есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» . В процессе труда система материального воспроизводства человеческой жизни становится действующей, каждое звено которой

находится во взаимосвязи со всеми остальными. Главным звеном в этой системе в каждый данный момент является наиболее слабое звено. Человек выступает в ипостаси труженик. Формируется и развивается эргономика – наука об организации труда.

Взаимные связи и взаимодействия между компонентами материального базиса, по Марксу, обусловливаются и обеспечиваются сознательной и целенаправленной деятельностью людей. «Дело, – пишет Маркс, – обстоит следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимаются производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения» . Люди живут и воспроизводят свою жизнь совместно, целенаправленно и в какой-то мере согласованно. На этой основе формируются и развиваются духовные отношения человека и действительностиинтеллектуальное воспроизводство человеческой жизни.

Интеллектуальное воспроизводство
человеческой
жизни

Первой предпосылкой духовных отношений между людьми является совместное воспроизводство их жизни. «Определенный способ производства или определенная промышленная ступень, – пишет Маркс, – всегда связаны с определенным способом совместной деятельности, с определенной общественной ступенью» . Этим определяется специфика и относительная самостоятельность интеллектуального воспроизводства человеческой жизни. Люди, прежде всего, живут совместно. Человек выступает в ипостаси сожитель. На этой основе формируются и развиваются нравственные отношения между людьми. Вырабатываются определенные нормы этих отношений. Возникает этика – наука о нравственных отношениях между людьми. У каждого человека воспитываются и развиваются свои личныематериальные идуховныеинтересы. Человек выступает в ипостаси обыватель. Формируется и развивается психологиянаука о душевном складе человека. Живя с другими людьми, человек не может не считаться с их интересами. Человек выступает в ипостаси личность. Формируется и развивается обществоформа совместной жизни людей. Возникает социологиянаука об общественных отношениях между людьми. Рациональная организация социальных отношений между людьми требует целесообразной направленности идеологических отношений человека к действительностиправильного ее понимания и научного познания. Человек выступает в ипостаси мыслитель. Для того чтобы мысльнаучная идея – была реализована, необходима направленная практическая деятельность. Человек выступает в ипостаси деятель. Возникает и развивается политиканаука о практической созидательной или разрушительной деятельности людей. Для того чтобы практическая деятельность людей была направленной, она регулируется и регламентируется юридически. Человек выступает в ипостаси гражданин.


Структура социального воспроизводства
человеческой жизни

ТВОРЕЦ

ТРУЖЕНИК

ГРАЖДАНИН

Потребитель

Производитель

Мыслитель

Деятель

Доход

Едок

Изделие

Хозяин

Ученик

Учитель

Исполнитель

Руководитель

ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВО

МЫШЛЕНИЕ

ДЕЯНИЕ

+ Аскетизм -

- Гедонизм +

- Квиетизм -

+ Диетизм +

II Гигиена I

I Санитария II

+Производительность-

- Собственность +

- Анархизм -

+ Дисциплина +

II Организация I

I Планирование II

+ Автодидакт -

- Дидактизм +

- Пассивизм -

+ Активизм +

II Догматизм I

I Сциентизм II

+ Инициативизм -

- Императивизм +

- Антагонизм -

+ Лидеризм +

II Авторитаризм I

I Автономизм II

I Нравственность