СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

Развернутая структура

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Пролог и краткое изложение работы


СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК И МИР"

Дело сегодняшнего дня

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, МЕТОД, СИСТЕМА

I. Предмет.

II. Генетическая структура сущего

A. Генетическая структура мира

Б. Генетическая классификация наук

III. Структура воспроизводства человеческой жизни

А. Индивидуальное воспроизводство человеческой жизни

Б. Натуральное воспроизводство человеческой жизни

В. Социальное воспроизводство человеческой жизни

IV. Метод

V. Система определений

ЧАСТЬ 1 . ЭВРИСТИКА

I. Концепция диалектико-материалистического монизма

II. Концепция гносеологического восхождения от единичного

к особенному и всеобщему

III. Концепция самодвижения всего сущего

ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. АКСИОМАТИКА

ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛИЗМ

I. Принцип вечного круговорота материи

а. Диалектика простого и сложного

б. Гипотезы круговорота материи

1. Континуальные гипотезы круговорота материи

2. Квантуальные гипотезы круговорота материи

в. Диморфная гипотеза материи

3. Эмерджентные гипотезы происхождения материи

г. Законы круговорота материи

1. Закон сохранения

2. Закон отрицания отрицания

3. Закон перехода количественных изменений в качественные

4. Закон неравномерности движения и развития форм материи

II. Принцип логического материализма

1. Мировоззренческие позиции в идеологии

2. Методологические позиции в идеологии

3. Система концептуально-методологических позиций  в идеологии

III. Принцип исторического материализма

а. Материальное воспроизводство человеческой жизни

1. Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

2. Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

4. Экономическое воспроизводство человеческой жизни

5. Эргономическое воспроизводство человеческой жизни

б. Интеллектуальное воспроизводство человеческой жизни.

1. Нравственные отношения между людьми

2. Психические отношения между людьми

3. Социальные отношения между людьми

4. Идеологические отношения между людьми

5. Политические отношения между людьми

в. Человек - творец истории

ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИКА

I. Типы объективных противоречий

а. Противоречия внешние и внутренние

б. Противоречия обратимые и необратимые

в. Противоречия синхронные и асинхронные

г. Противоречия антагонистические и неантагонистические

д. Противоречия основные и неосновные

е. Противоречия главные и неглавные

II. Диалектика основного и главного противоречий

III. Субъективная логика диалектического противоречия

а. Альтернативная логика "ИЛИ - ИЛИ"

б. Негативная логика "НИ - НИ"

в. Позитивная логика "И - И"

г. Субъективно- диалектическая логика интересов

д. Объективно-диалектическая логика вещей

IV. Диалектика конкретного и абстрактного

а. Принцип единства и многообразия

б. Принцип отдельного и общего

в. Закон двойного раздвоения

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМАТИКА

ГЛАВА III. ТАКСОНОМИЯ

I. Постулат структурного детерминизма

1. Принцип единичности

2. Принцип особенности

3. Принцип всеобщности

ГЛАВА IV. КОНЦЕПЦИЯ САМОДВИЖЕНИЯ ВСЕГО СУЩЕГО

II. Постулат предикативного детерминизма

1. Принцип специфики

2. Принцип координации

3. Принцип субординации

а. Тройственный закон

б. Закон двойственного деления

ЧАСТЬ III. ЛОГИКА

СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

ЧАСТЬ IV. КАТЕГОРИАЛЬНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РОДОВ СУЩЕГО

Категориально - системный энциклопедизм

1.1. СИСТЕМА НАТУРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.2. СИСТЕМА АСТРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.3. СИСТЕМА МИНЕРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.4. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

1.5. СИСТЕМА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

2. СИСТЕМА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.1. СИСТЕМА ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.2. СИСТЕМА ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.3. СИСТЕМА ХОМОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.4. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ


 

Е.С.Кузьмин «Система «Человек и Мир»

 

Глава 2
ДИАЛЕКТИКА

Аксиома диалектического противоречия – все в мире противоречиво – двойственно в себе. Противоречива и материяедина и диморфна – принцип структурного диморфизма материи. Имплицитно обе эти посылки содержатся в законе единства и борьбы противоположностейосновном законе диалектики.

Однако термины «закон единства и борьбы противоположностей» и «противоречие» – этимологически не строги. Термин «противоречие» происходит от слова «речь», тем самым субъективируется его смысл. Это открывает путь к его нематериалистическому толкованию и подмене терминами: «дао», «логос», «нус», «идея», «абсолютный дух» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Термин «закон единства и борьбы противоположностей» включает слово «борьба» биосоциального происхождения. Это биотизирует его смысл. Объективная неконкретность терминов «противоречие» и «закон единства и борьбы противоположностей» лишает их логической категоричности. Это отрицательно сказывается на развитии диалектики. Неслучайно оба эти термина употребляются как диалектическими материалистами, так и диалектическими идеалистами. Термин «принцип структурного диморфизма материи», напротив, объективно конкретен и логически категоричен. Все, говорит Аристотель, «есть или противоположности, или происходит из противоположностей» . Принцип структурного диморфизма материи не допускает двойственности его толкования. И вместе с тем не исключает терминов «противоречие» и «закон единства и борьбы противоположностей». Он их конкретизирует, «заземляет» на материю, оставаясь исходнымфундаментальным противоречием материи. Это переносит вопрос об источнике движения и развития материи в самою материю. Материя двигалась и развивалась и до человека с его сознанием, будет двигаться и развиваться и без человека, если у него хватит «ума» уничтожить себя. Следовательно, вопрос о соотношении материи и сознания утрачивает свое концептуально первенствующее значение и ему остается занять лишь свое надлежащее место в определении методологических позиций различных направлений в идеологии. Таким образом, принцип структурного диморфизма материи оказывается краеугольным камнем диалектики. Закон же единства и взаимодействия (борьбы) противоположностей, в отличие от принципа структурного диморфизма материи, констатирует всеобщность противоречия как источника движения и развития материи, познания всего сущего. Раздвоение единого и познание противоречивых частей его, – замечает Ленин, ссылаясь на Гераклита, – есть суть диалектики, закон познания и закон объективного мира. С позиций материалистического монизма противоречие не может быть чем-то наряду с материейоно внутренне присуще ей. Если это так, то аксиома диалектического противоречия имеет такое же концептуально-методологическое значение, как и аксиома материалистического монизма, и, следовательно, заслуживает такого же всестороннего анализа и обоснования, развития и логической реализации.

Диалектиканаука о взаимосвязи и взаимодействии противоположностей в противоречии.

Противоположности – стороны в противоречии, единство, взаимосвязь и взаимодействие (борьба) между которыми составляют суть самодвижения и саморазвития всего сущего в мире: природе, мышлении, практике. Противоположностями являются взаимодействующие предметы, их генеративные начала, составные части и определяющие их стороны.
В любом противоречии две противоположности, отсюда и термин «диалектика» (от греч. слова диа – врозь, пополам, надвое, пара). Одни противоположности имеют свою предметную самобытностьмогут соединяться и разделяться, другиесамостоятельны относительно (форма и содержание, качество и количество) – могут изменяться равномерно и неравномерно.

Противоположности в противоречии, как отмечено выше, являются двоякими: диальными – плюсминус противоположностями (протоны и электроны, анионы и катионы, женские и мужские гаметы, особи женского и мужского пола в органическом мире) и дуальными – плюсплюс, минусминус, нольноль, плюсноль, минусноль противоположностями (протонпротон, электронэлектрон, нейтроннейтрон, протоннейтрон, нейтронанион, нейтронкатион).

Диалектика взаимодействия противоположностей в противоречии также является двоякой: диадичной – диалектикой самодвиженияпритяженияотталкивания – по формуле: ТезисАнтитезис и триадичной – диалектикой развития и разрушения, по формуле:

Тезис

= СИНТЕЗИС =

Тезис*

Антитезис

Антитезис*.

Категории Тезис-Антитезис и Тезис*-Антитезис* могут быть тождественными – протекает циклический круговорот материи и нетождественными – происходит спиралевидный круговорот материи). Диалектика процессов познания и созидания протекает по формуле:

АНАЛИЗ=

Тезис

= СИНТЕЗИС.

Антитезис

Категории Анализ и Синтез отражают гносеологический и телеологический, циклический и спиралевидный круговороты мысли от сложных форм к простым и обратнок тождественным и нетождественным формам. Диалектика исторического развития человеческого общества также имеет свою специфическую триадичность по формуле: ТезисАнтитезисСинтезиснаивный, стихийный и рациональный реализм.

Противоречие – фундаментальная посылка диалектикидиалектическая симметрия противоположностей и форма отношений между ними. Противоречия, как и все сущее в мире, противоречивыдвойственны в себе являются: диальными – асимметричными и дуальными – симметричными.

Диальными являются противоречия между полярнымиасимметричными плюсминус противоположностями: электромагнитнымипротонами и электронами, химическимианионами и катионами, биологическимиженскими и мужскими гаметами, особями женского и мужского пола. Дуальными являются противоречия между нейтральнымисимметричнымигравитационнымигеометрическими противоположностями.

Между диальными и дуальными противоположностями нет непроходимой грани. Диальные противоположности – электроны и протоны в составе атомов водорода в условиях действия мощных гравитационных полей внутри звезд сближаются, и в соответствии с законом тяготения гравитационное взаимодействие между электронами и протонами переходит в так называемое «слабое» взаимодействие между ними (протекает ландау-процесс и К-захват), возникают нейтроны, начинается процесс генерации атомных ядер. В основе этой генерации лежит так называемое «ядерное» поле, которое опять же вполне отвечает гравитационному близкодействию. В свободном состоянии нейтроны диссоциируют (ферми-процесс и бета-распад) на протоны и электроны, излучая нейтрино-гравитоны.

Диальные и дуальные противоречия, основанные на электромагнитном и гравитационном взаимодействии, являются исходнымисубстанциальными противоречиями материи, лежащими в ее фундаменте, но они не исчерпывают всех отношений между противоположностями. Противоположности различаются не только субстанциально. Они различаются также по пространственно-временному положению и отношениям между собой.

Объективно противоположности в противоречии могут быть: внешними и внутренними, разделяющимися и неразделяющимися, изменяющимися равномерно и неравномерно, взаимоисключающими и взаимодополняющими, основными и неосновными, главными и неглавными. Соответственно различаются и типы противоречий: внешние и внутренние, обратимые и необратимые, синхронные и асинхронные, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные, главные и неглавные,

1. Типы объективных противоречий

Противоречия являются всеобщим способом бытия и развития всего сущеговсех реальностей: объективных и субъективных, материальных и идеальных, естественных и искусственных. Противоречия, как уже отмечалось выше, могут быть внешними и внутренними, обратимыми и необратимыми, синхронными и асинхронными, антагонистическими и неантагонистическими, основными и неосновными, главными и неглавными.

Противоречия внешние и внутренние

Внешними являются противоречия между взаимодействующими предметами: свободные электроны и протоны в мировом космическом пространстве, анионы и катионы в химическом растворе, мужские и женские гаметы, особи различного пола в биологических популяциях, субъект и объект в познании, работник и предмет труда на производстве и т. п. Внешние противоречия являются исходными во всех генеративных процессах. Все сложные формы материи образуются путем соединения внешне противоположных начал: электронов и протонов, водорода (протонов) и нейтроновпри образовании форм материи с атомной структурой; анионов и катионовпри образовании форм материи с молекулярной и кристаллической структурой; мужских и женских гаметпри образовании форм материи с клеточной структурой. В процессе взаимодействия внешних противоположностей: субъекта и объекта, формируются понятия. Продукты практической деятельности людей также создаются в процессе взаимодействия внешних противоположностей: работник и предмет труда. Ничему не дано возникнуть самопроизвольноавтогенетически. Все возникает из взаимодействия противоположностей или создается другим.

Внутренними являются противоречия между составными частями предметов и их противостоящими сторонами: протоны и электроны в атомах водорода и нейтронах, протоны и нейтроны в атомных ядрах, атомные ядра и электронные оболочки в атомах, анионы и катионы в молекулах и кристаллах, мужские и женские гаметы в зиготах; форма и содержание, качество и количество, сущность и явление, причина и следствие и т. п. в определении сущего. Внутренние противоречия имеют решающее значение в развитии всего сущеговсех сложных форм материи. Любое сущее сохраняет себя во взаимодействии с окружающей средой лишь постольку, поскольку устойчивы связи между его составными частями и определяющими его сторонами. Если энергия связи между составляющими предмет частями оказывается меньше энергии внешнего воздействия, то предмет разрушается или гибнет. Если форма и содержание предмета, его качественная и количественная стороны и т. д. перестают отвечать друг другу, то предмет опять же обречен на гибель. Так больное и слабое животное становится добычей здорового и сильного хищника. Волчица-мать уничтожает неудачного волчонка. Ничто не возникает само собой, а существовать должно своими силами. Все, говорит Лукреций Кар, создает природа, но о своих творениях она не заботится, за ошибки не отвечает и ошибок не прощает.

Внешние и внутренние противоречия взаимно дополняют и могут переходить друг в друга. Одностороннее преувеличение роли и значения внешних или внутренних противоречий ведет: в первом случае к механицизмуметафизическому признанию решающего значения только внешних противоречий, а во втором – к автогенетизмустоль же метафизическому признанию решающей роли внутренних противоречий. Диалектика исходит из признания как специфики, так и взаимной зависимости внешних и внутренних противоречий. Так, например, электроны и протоны, как и любые предметы, не только противоположны внешне, но и противоречивы внутреннеимеют одновременно корпускулярные и волновые свойства, являются стабильными и изменчивымипри высоких энергетических состояниях приобретают иные качественные характеристики, по-разному взаимодействуют на дальних и близких расстояниях.

С переходом внешних противоречий во внутренние и обратно связан круговорот материипревращение одних ее форм в другие. Эти превращения могут быть обратимыми и необратимыми.

Противоречия обратимые и необратимые

Обратимыми являются противоречия между составными частями предметов, в результате ассоциациидиссоциации которых внешние противоположности могут превращаться во внутренние и обратно. На этом основан генеративно-циклический круговорот материи:

Электрон

= ВОДОРОД=

Электрон

;

Водород

= ВОДА =

Водород

Протон

Протон

Кислород

Кислород

На этой же основе протекает трансформационно-циклический круговорот материи путем перехода веществ из одних агрегатных состояний в другие: газжидкостьтвердьжидкостьгаз. Все эти процессы протекают, поглощая-излучая энергию.

Необратимыми являются противоречия между сторонами предметов и составными частями в органических формах материи. На этой основе происходит генеративно-поступательный круговорот материи посредством размноженияпоследовательной смены поколений живых существ и трансформационно-поступательный круговорот материи путем обмена веществ между живыми существами и окружающей средойпоследовательная смена возрастных состояний: молодостьзрелостьстарость.

Необратимостью сторон и генеративных начал живых существ обусловливается их индивидуальность и неповторимость в другом. Преемственность осуществляется через последовательную смену поколений существ данного вида.

Обратимые и необратимые противоречия характеризуют отличие процессов круговорота материи в мире неорганическом и органическом. Это различие не является, однако, абсолютным. Так, разрушающиеся кристаллические породы могут необратимо превращаться в другие породы: кварцыв кварциты, гранитыв гнейсы и т. д. В необратимых органических системах происходят частные процессы регенерации некоторых органов и разрушенных тканей. Это направленно используется человеком в медицине и производстве: трансплантация тканей и органов, регенерация отработанных веществ, ремонт механических систем.

Изменения противоположностей в противоречии могут протекать одновременно и неодновременносинхронно и асинхронно.

Противоречия синхронные и асинхронные

Синхронными являются противоречия между равновесными, друг от друга неотделимыми противоположностями, изменяющимися одновременно и одинаковополюса магнита. Коллизии в таких противоречиях могут создаваться искусственно, с помощью электромагнита, когда магнитное поле становится переменным по воле человека. Синхронные взаимодействия между полюсами электромагнитов широко используются в электротехнике. Одностороннее преувеличение роли и значения синхронных противоречий ведет к метафизической «теории равновесия».

Асинхронными являются противоречия между неравновесными, относительно самостоятельными противоположностями, изменяющимися неравномерно: соотношение между энергетическим состоянием свободных электронов и протонов в мировом космическом пространстве, между ассоциацией и диссоциацией ионов в химическом растворе, формой и содержанием в предметах, ассимиляцией и диссимиляцией в организмах, сорняками и культурными растениями в поле, количественными и качественными изменениями в вещах, производительными силами и производственными отношениями в способе производства, базисом и надстройкой, экономикой и политикой, эксплуататорами и эксплуатируемыми в обществе, воюющими армиями на фронте, спортивными командами в игре и т. д. В силу относительной самостоятельности и

неравномерности изменения и развития противоположностей в асинхронном противоречии соотношение между ними не остается постоянным. Одна из сторон в асинхронном противоречии в процессе его развития может обгонять другую или отставать от нее, находиться в равновесии на точке максимума или минимума, расцвета или упадка. Так, неравномерность энергетического состояния однородных электронов и протонов предопределяет неоднородность химических элементов одного и того же вида, начиная с нейтрона, что проявляется в неодновременности радиоактивного распада, в неодновременности ассоциации и диссоциации молекул в одном и том же химическом растворе, в индивидуальных различиях всех сложных форм материи при их аналогичном строении и одинаковом составе.

Противоположности в асинхронном противоречии могут быть друг по отношению к другу основными и неосновными, играть попеременно главную и неглавною роль. Так, в противоречии между природой и обществом, материей и сознанием, производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, экономикой и политикой и т. п. – диалектический материализм исходит из признания примата природы над обществом, материи над сознанием, производительных сил над производственными отношениями, базиса над надстройкой, экономики над политикой и т. д. – как основных сторон над неосновными. Это означает, что как бы не развивались такие противоречияпримат основной стороны над неосновной сохраняется. Но роль главной стороны противоречия, имеющей решающее значение на данный момент времени, может меняться. Так, в противоречии между природой и обществомобщество сначала могло лишь приспосабливаться к природе, а теперь оно должно заботиться о природеиграть главную роль в отношениях с природой. Но как часть природы общество было и остается неосновной стороной данного противоречия. Общество не может существовать вне и независимо от природы, а «равнодушная» природа существовала и может существовать без общества. В противоречии между производительными силами и производственными отношениями роль главной стороны также меняется. В период становления данного способа производства роль главной стороны в его развитии играют производственные отношенияновые производственные отношения создают простор для развития производительных сил. В период расцвета способа производствапроизводительные силы и производственные отношения находятся в синхронном соответствии. В период увяданияустаревшие производственные отношения тормозят развитие производительных сил. В период депрессии обе стороны способа производства находятся в застойном состоянии. Возникает необходимость замены старых производственных отношений новыми с тем, чтобы дать простор для дальнейшего развития производительных силосновной стороны противоречия. В отношениях между материей и сознанием в процессе практической деятельности людей роль главной стороны играет сознание. Однако преувеличение этой роли ведет к различным формам идеализма.

Неравномерность развития и меняющаяся роль противоположностей в асинхронных противоречиях не только открывает широкие возможности для направленного вмешательства человека в их развитие, но и предопределяет необходимость такого вмешательства. В процессе практической деятельности людей асинхронные противоречия могут целесообразно смещаться в сторону преимущественного развития той или иной противоположности или синхронизироваться, что, впрочем, тоже требует немалых и целенаправленных усилий.

Противоположности в асинхронном противоречии могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими, а противоречия соответственноантагонистическими и неантагонистическими.

Противоречия антагонистические и неантагонистические

Антагонистическими являются противоречия между взаимоисключающими противоположностями: организм и паразит, биотики и антибиотики, жертва и хищник, плодовые растения и сорняки-вредители, труженик и тунеядец, эксплуатируемый и эксплуататор, угнетенный и угнетатель и т. п. Особенность этих противоречий состоит в том, что решаются они путем победы одной стороны противоречия над другой. Однако не всегда любой. Противоречие между тружеником и тунеядцем, эксплуатируемым и эксплуататором, угнетенным и угнетателем могут быть решены только путем победы первых над вторыми. В противном случае эти противоречия не только не решаются, но обостряются и углубляются. Тунеядец не может жить без труженика, эксплуататорбез эксплуатируемого, угнетательбез угнетенного.

Неантагонистическими являются противоречия между взаимодополняющими противоположностями. К их числу относятся все внутренние противоречия между составными частями и сторонами предметов, в силу единства которых предметы существуют как данное сущее, а также те внешние противоречия, стороны которых не существуют одна без другой: протоны и электроны в мировом космическом пространстве, анионы и катионы в химическом растворе, особи различного пола в биологической популяции, субъект и объект в процессе познания, работник и предмет труда в процессе производства и т. п. Особенность неантагонистических противоречий состоит в том, что они решаются путем синхронизациигармонического сочетания противоположностей. Чем лучше осуществляется это в любом данном сущем, тем совершенней и устойчивей это сущее в его отношениях с окружающей средой. И, напротив, чем устойчивей и совершенней окружающая среда, тем больше простор для всестороннего развития личности. В силу неравномерности развития, гармоническое сочетание противоположностей в асинхронном противоречии не может быть раз и навсегда данным. Гармония асинхронных противоречий постоянно требует дополнительных усилий и энергии. Такова диалектика. Этим обусловливается динамика развития неантагонистических противоречий.

Антагонистические и неантагонистические противоречия так же не разделены непроходимой гранью. Так, антагонизмы между хищником и жертвой как особями являются способом существования и развития видов. В культурных условиях антагонизмы могут сниматься между особями путем перенесения заботы об их существовании на плечи человека. Человек, таким образом, выступает гармонизирующей силой в природе. Это сторицей окупается повышением продуктивности домашних животных и культурных растений, освобожденных от дорогостоящей борьбы за существование в естественных условиях. Тем более действенной и эффективной должна быть гармонизирующая деятельность человека в общественных отношениях между людьмиснимающей антагонизмы в отношениях между тружеником и тунеядцем, эксплуатируемым и эксплуататором, угнетенным и угнетателем.

При определенных условиях и неантагонистические противоречия могут обостряться до антагонизмов. Так, неантагонистические противоречия между трудом умственным и трудом физическим, городом и деревней и многие другие в классовом обществе приобретают антагонистический характер. До непримиримых антагонизмов могут обостриться противоречия между народами, друзьями, единомышленниками, супругами, родителями и детьми. В этом случае человек выступает дисгармонирующей силой. Такие противоречия решаются путем компромисса, разрыва отношений, подчинения одной стороны другой, уголовными и военными путями.

Бытие и развитие сущего определяется наличием не одного, а множества противоречий. В соответствии с этим возникает необходимость выявления среди них основных и неосновных, главных и неглавных противоречий.

Противоречия основные и неосновные

Основным является противоречие, определяющее природу данного предмета. Оно возникает вместе с этим предметом, действует на всем протяжении его существования и определяет характер всех другихнеосновных противоречий, присущих данному предмету. Так, основным противоречием материи является полярный диморфизм ее началфундаментальных частиц, и этим предопределяются все другие неосновные противоречия, свойственные всевозможным сложным формам материи, у которых, в свою очередь, есть свои локальные основные противоречия. Так, основным химическим противоречием является полярный диморфизм анионов и катионов; основным биологическим противоречиемполярный диморфизм мужских и женских гамет; основным социальным противоречием является противоположность между личными и общественными интересами, а основным противоречием капитализмапротиворечие между общественным характером труда и частным присвоением продуктов труда. Все эти противоречия являются асинхроннымиразвиваются неравномерно и решаются по-разному. Асинхронность противоречия между фундаментальными началами материи проявляется в многообразии ее форм. Асинхронность между личными и общественными интересами проявляется в различиях социально-экономических формаций. Основное противоречие не является решающим в любой данный момент.

Противоречия главные и неглавные

Главным является противоречие, решающее в данный момент. Умение определить и выделить главное противоречие из множества неглавных противоречий на каждый данный момент является непременным условием успеха в повседневной практической деятельности в любой области. Без этого умения недостижимыми становятся и цели, связанные с решением основных противоречий, которые остаются на уровне благих намерений и уходят за горизонт.

Между основным и главным противоречиями имеет место неразрывная диалектическая взаимосвязь.

2. Диалектика основного и главного противоречий

Диалектика основного и главного противоречий имеет большое теоретическое и практическое значение. Она лежит в основе стратегии и тактики всей общественно-исторической деятельности людей. Любой исторический момент имеет свою диалектику основного и главного противоречийсвою диалектику стратегии и тактики политической борьбы. Искусство политической борьбы состоит в умении в каждый данный момент правильно определить основное и особенно главное противоречие текущего моментанайти главное звено в совокупности противоречий, характеризующих этот момент, ухватиться за него и вытянуть всю цепь неглавных противоречий, обусловливающих решение основного противоречия.

Основное противоречие может порой приобретать значение главного, но это не снимает их различия.

Рассмотренные типы объективных противоречий: внешние и внутренние, обратимые и необратимые, синхронные и асинхронные, антагонистические и неантагонистические, основные и неосновные, главные и неглавные, а также диалектика основного и главного противоречий представляют собой объективно взаимосвязанную систему отношений между противоположностями в диалектическом противоречии.

Субъективно любое диалектическое противоречие имеет свою логику решений.

3. Субъективная логика диалектического противоречия

Субъективно противоположности в диалектическом противоречии могут соотноситься по-разному: альтернативнопо принципу «илиили», негативнопо принципу «нини», позитивнопо принципу «ии», субъективно-диалектическипо принципу «субъектобъект» и объективно-диалектическипо принципу «объектсубъект».

Альтернативная логика «или–или»

Альтернативной логикой «илиили» – «данет» – «нетда» – является так называемая формальная логика. Она широко используется в повседневной жизненной практике: при купле-продаже, заключении всевозможных договоров и соглашений, при жеребьевке, лотерее, спортивной борьбе и т. п. На ее основе строится современная вычислительная техника. Однако альтернативная логика односторонняяне всегда дает исчерпывающее решение противоречия. Так, если на ваш лотерейный билет выпал или не выпал выигрыш, то здесь решение альтернативное и окончательное, но если вы победили или потерпели поражение в борьбе, то решение противоречия здесь тоже альтернативное, но не окончательное. За вами или за противником остается право реванша. Так, альтернативно решали вопрос о соотношении материи и сознанияидей-духа-ощущений натурфилософы-материалисты, материалисты-механисты и вульгарные материалисты, они сводили сознание к материи, а субъективные идеалисты напротив сводили материю к сознанию-ощущениям. Таким образом, возникли и развивались две альтернативных логики: логика материалистического монизмаметафизического материализма и логика идеалистического монизма – субъективно-идеалистического солипсизма.

Негативная логика «ни–ни»

Негативная логика «нини» – логика алогизма, обструкционизма, обскурантизма, волокиты, бюрократизма и пр. Логика по принципу «ни да ни нет», «кто во что горазд», «я так считаю» не признает и не допускает наличия никаких логических посылок, не признает и не замечает реальность тех или иных противоречий и необходимость их решения. На эту логику опираются идеологический скептицизм и агностицизм, социальный антагонизм и нигилизм, политический пессимизм и авантюризм, экзистенциальное иждивенчество и квиетизм, гентильный гетеризм и геноцитизм, экономический паразитизм и тунеядство. К негативной логике «нини» систематически прибегают политики и дипломаты, оппортунисты и ревизионисты. Негативная логика «нини» и в нашей действительности явление не редкое, когда по тем или иным вопросам, полномочные на то люди, годами не принимают никаких решений.

Позитивная логика «и–и»

Позитивная логика «ии» – логика беспартийности, абстрактной равнозначности противоположностей в противоречии: материи и сознания, объекта и субъекта и т. д. Дуалистическое решение основного вопроса философиидопущение равнозначности материи и сознаниядухаведет к совместимости науки и религии. Допущение равнозначности объекта и субъекта ведет к гносеологическому аполитизму в науке, когда ученый не задумывается над социальными последствиями своих открытий и изобретений. Пример томуоткрытие и освоение атомной энергии. Односторонний оптимизмбезотчетная вера в «вечное правды торжество» «в этом лучшем из миров», которая утверждается якобы сама собой, самопроизвольно. Взятая односторонне позитивно-дуалистическая логика также не исчерпывает всей структуры отношений между противоположностями в диалектическом противоречии.

Субъективно-диалектическая логика интересов

Субъективно-диалектическая логика интересов строится на основе приоритета неосновной стороны противоречия над основной, субъекта над объектом, личных интересов над общественными. На этой основе формируется и развивается логика классового, партийного и корпоративного мышления.

Объективно-диалектическая логика вещей

Объективно-диалектическая логика вещей строится на основе приоритета основной стороны противоречия над неосновной, объекта над субъектом, общественных интересов над личными. На этой основе формируется и развивается стихийно-реалистическое мышление трудящихся масс и единственная последовательно-научная объективно-диалектическая логика. Эта логика интересов опирается на логику вещей и тем отличается от корпоративных логик мышления господствующих и эксплуататорских сословий, элит и классов.

Исторически процесс познания начинается с объективной стихийно-реалистической логики вещей. С логики вещей начинает процесс познания и объективная диалектика. «В собственном смысле диалектика, – указывает Ленин, – есть изучение противоречия в самой сущности предметов» . Согласно с природой нашего мышления, процесс познания начинается с чувственного созерцания данного конкретного объекта как «этого» и лишь затем переходит к абстрактному обобщению «этих» объектов как «таких же» и потом снова возвращается к «тому же» – конкретному объекту, но уже рассматривает его не в отрыве от других, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими«такими же» объектами. Этими двумя путямипутем диалектического движения от конкретного к абстрактному и, обратно, от абстрактного к конкретному и может идти последовательное диалектическое определение объекта.

4. Диалектика конкретного и абстрактного

Диалектика конкретного и абстрактногоосновное гносеологическое противоречие. Любой объект мы всегда рассматриваем двояким образом, в двух диалектически противоположных аспектах: конкретном и абстрактном.

В первом случае объект рассматривается как «это», в его предметной непосредственности, каким он дается в нашем чувственном восприятии. «Характерной особенностью чувственно-конкретного знания, – пишет П. В. Копнин, – является отражение предмета во всей его непосредственности»2.

Во втором случае объект рассматривается как «такой же», как некоторое отдельное абстрактное одно, тождественное другому объекту данного рода или данной общности. В этом случае из рассмотрения исключаются все индивидуальныепредметные особенности, отличающие один объект от другого и рассматривается лишь то, что присуще любому объекту данного рода или данной общности.

Диалектическая противоположность между конкретной и абстрактной определенностями отражает противоречивую природу объекта: его неповторимость в себе как данного нечто, с одной стороны, и его тождественность с другими объектами того же рода или той же общностис другой стороны. Основной стороной в этом противоречии является конкретная определенность объекта. Если объект не есть нечто конкретное, чувственно-воспринимаемое, то не может быть и речи о его тождестве с другими объектамини о какой его абстрактной определенности. Абстрактное, говорит Маркс, есть «одностороннее отношение … данного конкретного живого целого» . Следовательно, диалектическое определение объекта следует начинать с анализа его конкретной определенности. Конкретное, отмечает Маркс, «представляет исходный пункт созерцания и представления» . Абстрактное мышление, подчеркивает Маркс, возможно лишь на основе высокого развития конкретного мышления . «Мышление,замечает Ленин, – восходя от конкретного к абстрактному, не отходит – если оно правильное…  – от истины, а подходит к ней. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практикетаков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» . Это не означает, конечно, что путь от абстрактного к конкретному исключается. Диалектика конкретного и абстрактного включает оба эти пути: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но первым, исторически и логически, исходным путем является путь от конкретного к абстрактному, а не наоборот. «Восхождение от конкретного к абстрактному, – пишет Д. И. Горский, – создает огромное преимущество для нашего познания. Переход к мышлению, связанный с абстрагирующей деятельностью … позволяет преодолеть ограниченность чувственного познания, делает возможности нашего познания поистине безграничными» .

В соответствии с гераклит-ленинским принципом раздвоения единого и познания противоречивых частей его объект в его конкретном и абстрактном аспектах может и фактически рассматривается двояким образом, с двух диалектически противоположных сторон.

Любой объект в его конкретном аспекте мы рассматриваем двояким образом: как нечто «в себе», отчужденное от другого, взятое само по себе, вне отношения к другому, в его самостивнутреннем единстве; а с другойкак нечто «для другого», противостоящее другому, в отношении к другому, в его другостивнешнем многообразии. Единство в себе и многообразие для другогодве неразрывные, диалектически противоположные стороны объекта, противостоящие как тезис и антитезиспринцип единства и многообразия.

Объект в его абстрактном аспекте мы также рассматриваем с двух диалектически противоположных сторон: как нечто отдельное одно, тождественное любому другому объекту данного рода и в совокупной общности с другим. Так, любой человекчлен общества, независимо от того младенец он или старец, простофиля или мудрец. Монадное тождество и ценозная общность с другимтакие же неразрывные, диалектически симметричные стороны объекта, как и его единство в себе и многообразие для другого, противостоящие как тезис! и антитезис! – принцип отдельного и общего.

Принцип единства и многообразия

Любой объект в его конкретном аспекте есть нечто единое в себе и многообразное для другого. «Один раз, – замечает Аристотель, – мы говорим о предмете, беря его самого по себе, другой раз в его отношении к другому» . Кант считал, что между объектом в себе или, как он говорил, «вещью в себе», и объектом для другого или, по Канту, «вещью для нас», существует непроходимая грань. Он утверждал, что познанию доступны лишь «вещи для нас», а «вещи в себе» познанию недоступны. Гегель, критикуя Канта, отметил, что «вещь в себе» есть простая абстракция, которая в продолжение долгого времени слыла очень важным определением. В действительности же вещи называются «вещами в себе», лишь постольку, поскольку мы абстрагируемся от всякого отношения к другому» . «Вещь в себе, – указывает Ленин, – отличается от вещи для нас, ибо последняя – … только часть или одна сторона первой» . Вещь в себе, по Ленину, есть абстракция от всякого отношения к другому. «В жизни, в движении все и вся бывает как «в себе», так и «для других», в отношении к другому» . Рассмотрение вещи самой в себе Ленин считает первым элементом диалектики, вторым элементом которой является «вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим» .

С точки зрения диалектики, любой конкретный объект должен рассматриваться как «в себе», так и «для другого», в его самости и другостиединстве и многообразии. Категория «единство и многообразие», выражая диалектическую противоположность между «объектом в себе» и «объектом для другого», отражает имманентную противоречивость объекта: объект не есть лишь что-то «в себе» – тезис или что-то «для другого»антитезис, он есть и «то», и «другое» одновременноСИНТЕЗИС. Эта зависимость может быть моделирована в следующем виде:

                           ОБЪЕКТ

Единство

Многообразие

Формула представляет собой логическую фигуру принципа единства и многообразия. Она равным образом отражает и выражает обе стороны диалектического движения в процессе познания: диалектический анализдвижение от подлежащего объект к его предикатам единство-многообразие и диалектический синтездвижение от предикатов единствомногообразие к подлежащему объект, отражает координационно-субординационную взаимосвязь между ними, дает конструктивно-формализованное выражение принципа единства и

многообразия – номологизирует его как тройственный закон познания.

Принцип отдельного и общего

Любой объект в его абстрактном аспекте есть нечто отдельноетождественное другому и нечто общеесовокупное с другим: дерево и лес, человек и общество и т. п. Отдельное, отмечает Ленин, не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует в отдельном, через отдельное . Так, отдельное дерево не существует иначе, как в той связи, которая образует лес. Лес как общее существует в каждом отдельном дереве, через каждое отдельное дерево. Точно так же, отдельный человек не существует иначе как в той связи, которая образует общество. Общество существует в каждом отдельном человеке, через каждого отдельного человека. Объективность общего в отдельном, указывает Ленин, отрицать невозможно .

Отдельноеобезличенное абстрактное одно, тождественное другому. В отдельном снимаются все индивидуальные особенности одного объекта перед другими объектами данного рода или общности. На этом основывается исходная математическая абстракцияединицаначало счета. Счет (деревьев в лесу, людей в обществе и т. п.) возможен лишь постольку, поскольку мы отвлекаемся от индивидуальных различий перечисляемых объектов.

Общеесовокупность объектов данного рода по сосуществованию, множествовзятое в единстве. Общее как таковое имеет свои особенности бытия и развития, не свойственные отдельным объектам, составляющим данную общность. Законы бытия и развития вечного и бесконечного мирасовокупной общности всего сущего, отличны от законов бытия и развития конечного и преходящего отдельного сущего. Законы бытия и развития общества отличны от законов бытия и развития отдельного человека. Хотя одно без другого не существует.

В нашей философской литературе категория «общее» отождествляется, обычно, с категорией «всеобщее». Это не может быть признано правомерным. Категория «всеобщее», как это понимал еще Кант, отражает «сродство всего возможного», т. е. генетическое сходство объектов по происхождению; а категория «общее» выражает совокупную общность объектов по существованию, – «есть множество, взятое в единстве».

Категории «отдельное» и «общее», выражая диалектическую симметрию между «объектом в тождестве с другим» и «объектом в совокупности с другим», как и категория «единство и многообразие», отражают имманентную объекту противоречивость: объект не есть лишь что-то «тождественное другому» – тезис! или что-то «совокупное с другим» – антитезис!, он «то» и «другое» совместноСИНТЕЗИС! Эта зависимость может быть моделирована в следующем виде:

ОБЪЕКТ

Отдельное

Общее

Формула представляет собой логическую фигуру принципа отдельного и общего – номологизирует его как тройственный закон. Она, как и предыдущая формула, выражает обе стороны диалектического движения в процессе познания: раздвоение и слияние противоположностей, их взаимную координационную и субординационную взаимосвязь между собой, но только в другомабстрактном аспекте, в соответствии с другим принципомпринципом отдельного и общего, что и обозначается знаком «!».

Принцип отдельного и общего является таким же логическим выражением тройственного закона, как и принцип единства и многообразия. Оба они выражают, хотя и в различных аспектахабстрактном и конкретномзакономерности раздвоения-слияния противоположностей, определяющих один и тот же объект. Согласно с этим и в соответствии с седьмым ленинским элементом диалектики: «Соединение анализа и синтеза, разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе» , – принципы единства и многообразия, отдельного и общего могут быть сведены в единый закон двойного раздвоения.

Закон двойного раздвоения

Характерной особенностью рассмотренных выше принципов: единства и многообразия, отдельного и общего является то, что они отражают и выражают объективно и субъективно обусловленную двойственность рассмотрения любого объекта. Мы не можем рассматривать объект только в конкретном или только абстрактном аспекте. Абстрактное не существует без конкретного, конкретное непременно ведет к абстрактному. Двойственность подхода к рассмотрению объектов является закономерностью, имманентно присущей диалектическому раздвоению-слияниюанализу-синтезу противоположностей, определяющих объект в его многогранности, иначе определение превратится в замкнутый круг.

Закон двойного раздвоения отражает поступательность предикативного определения объектовсодержит в себе диалектико-логический код последовательного «развертывания всей совокупности моментов действительности» . Конструктивно, в соответствии с седьмым ленинским элементом диалектики, закон двойного раздвоения моделируется в следующем виде:

Отдельное

Общее

ОБЪЕКТ

Единство

Многообразие

 

Закон двойного раздвоения равным образом отражает диалектическое движение в процессе познания от конкретного к абстрактному и обратно, диалектическое единство анализа и синтеза, координационно-субординационную зависимость между определяемым объект и его определениямиединство и многообразие (тезис и антитезис), отдельное и общее (тезис! и антитезис!). Показывает, что любой объект следует рассматривать в его единстве, как данное конкретное нечто в отчуждении от другого, и в его многообразном отношении к другому; как отдельное абстрактное одно, тождественное другому, и в совокупной общности с другим. Показывает, что ни одно из определений не следует рассматривать в отрыве от определяемого и в отрыве друг от друга. И вместе с тем каждое из них имеет свою спецификуотражает свою определенную грань объекта, а каждая пара определений выражает свои особые связи между этими гранями. Закон отражает не только уже известные взаимосвязи между категориями: единство и многообразие, отдельное и общее, но и указывает на наличие специфических связей между категориями: единство и отдельное, многообразие и общее; единство и общее, отдельное и многообразие, – конкретизирует ленинское положение о том, что «каждое понятие находится в известном отношении, в известной связи со всеми остальными» .

Закон двойного раздвоения показывает, что соотношение и соподчинение сторон объекта не является одинаковым. В одном случае оно отвечает принципу единства и многообразия, в другомпринципу отдельного и общего. Это означает, что слияние одних противоположностей воедино не исключает раздвоения единого на другие противоположности. Это открывает путь к последовательному определению объекта во всей его многогранности. Принципы единства и многообразия, отдельного и общего не только взаимно дополняют, но и проникают друг в друга. Каждый параметр одного принципа может быть рассмотрен в соответствии с другим принципом. Это создает реальную возможность последовательногодиалектико-логического развертывания всей совокупности определений любого объекта. Закон двойного раздвоения представляет собой алгоритм диалектико-логического движения определений, эвристическую основу категориально-диалектического моделированияпостроения систем категорий, адекватно отображающих объекты познания. Он открывает возможность структурно описывать объекты в соответствии с пятым ленинским элементом диалектики: как «сумму и единство противоположностей» . Закон двойного раздвоениягносеологическая формула, эвристический алгоритм аксиомы диалектического противоречиязакона единства и борьбы противоположностей.

Однако Маркс не оставил не только «Логики» с большой буквы , но и не дал ни четкого определения предмета философии, ни канонической формулировки диалектико-материалистического монизма. Отсюда «кривотолки и даже искажения марксизма» , начавшиеся еще при жизни Маркса , беспредметные разговоры об изменении предмета философии и нескончаемые поиски каких-то своих программирующих идей и всеобщих оснований науки.

 Далее: Систематика

Ленин В. И. ПСС. Т. 18. С. 318.

Там же. С. 160.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 202.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 141.

Там же. С. 179.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 202.

Там же. С. 202.

Там же. С. 301.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 82.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 227.

2 Копнин П. В. Диалектика как логика. Киев, 1961. С. 174.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 727.

Там же.

Там же.

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 152–153.

Горский Д. А. Вопросы абстракций и образование понятий. М., 1961. С. 24.

Аристотель. Физика. М. ; Л., 1937. С. 71.

Гегель. Соч. Т. V. С. 115.

Ленин В. И. ПСС. Т. 18. С. 119.

Там же. Т. 29. С. 97.

Там же. С. 202.

Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1976. С. 123.