СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

Развернутая структура

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Пролог и краткое изложение работы


СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК И МИР"

Дело сегодняшнего дня

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, МЕТОД, СИСТЕМА

I. Предмет.

II. Генетическая структура сущего

A. Генетическая структура мира

Б. Генетическая классификация наук

III. Структура воспроизводства человеческой жизни

А. Индивидуальное воспроизводство человеческой жизни

Б. Натуральное воспроизводство человеческой жизни

В. Социальное воспроизводство человеческой жизни

IV. Метод

V. Система определений

ЧАСТЬ 1 . ЭВРИСТИКА

I. Концепция диалектико-материалистического монизма

II. Концепция гносеологического восхождения от единичного

к особенному и всеобщему

III. Концепция самодвижения всего сущего

ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. АКСИОМАТИКА

ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛИЗМ

I. Принцип вечного круговорота материи

а. Диалектика простого и сложного

б. Гипотезы круговорота материи

1. Континуальные гипотезы круговорота материи

2. Квантуальные гипотезы круговорота материи

в. Диморфная гипотеза материи

3. Эмерджентные гипотезы происхождения материи

г. Законы круговорота материи

1. Закон сохранения

2. Закон отрицания отрицания

3. Закон перехода количественных изменений в качественные

4. Закон неравномерности движения и развития форм материи

II. Принцип логического материализма

1. Мировоззренческие позиции в идеологии

2. Методологические позиции в идеологии

3. Система концептуально-методологических позиций  в идеологии

III. Принцип исторического материализма

а. Материальное воспроизводство человеческой жизни

1. Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

2. Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

4. Экономическое воспроизводство человеческой жизни

5. Эргономическое воспроизводство человеческой жизни

б. Интеллектуальное воспроизводство человеческой жизни.

1. Нравственные отношения между людьми

2. Психические отношения между людьми

3. Социальные отношения между людьми

4. Идеологические отношения между людьми

5. Политические отношения между людьми

в. Человек - творец истории

ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИКА

I. Типы объективных противоречий

а. Противоречия внешние и внутренние

б. Противоречия обратимые и необратимые

в. Противоречия синхронные и асинхронные

г. Противоречия антагонистические и неантагонистические

д. Противоречия основные и неосновные

е. Противоречия главные и неглавные

II. Диалектика основного и главного противоречий

III. Субъективная логика диалектического противоречия

а. Альтернативная логика "ИЛИ - ИЛИ"

б. Негативная логика "НИ - НИ"

в. Позитивная логика "И - И"

г. Субъективно- диалектическая логика интересов

д. Объективно-диалектическая логика вещей

IV. Диалектика конкретного и абстрактного

а. Принцип единства и многообразия

б. Принцип отдельного и общего

в. Закон двойного раздвоения

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМАТИКА

ГЛАВА III. ТАКСОНОМИЯ

I. Постулат структурного детерминизма

1. Принцип единичности

2. Принцип особенности

3. Принцип всеобщности

ГЛАВА IV. КОНЦЕПЦИЯ САМОДВИЖЕНИЯ ВСЕГО СУЩЕГО

II. Постулат предикативного детерминизма

1. Принцип специфики

2. Принцип координации

3. Принцип субординации

а. Тройственный закон

б. Закон двойственного деления

ЧАСТЬ III. ЛОГИКА

СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

ЧАСТЬ IV. КАТЕГОРИАЛЬНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РОДОВ СУЩЕГО

Категориально - системный энциклопедизм

1.1. СИСТЕМА НАТУРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.2. СИСТЕМА АСТРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.3. СИСТЕМА МИНЕРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.4. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

1.5. СИСТЕМА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

2. СИСТЕМА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.1. СИСТЕМА ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.2. СИСТЕМА ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.3. СИСТЕМА ХОМОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.4. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ


                                                                                       Е.С.Кузьмин "Система "Человек и Мир"

Раздел 1
АКСИОМАТИКА

Аксиомааприорное суждение рассудка, обобщающее опыт абстрактного мышления в данной области познанияточка отсчета, исходная логическая посылка, лежащая в основе всех других положений данной теории.

Познание, указывает Ленин, протекает «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» . Первое, что обнаруживает наш созерцающий взор в окружающем миреобъективное многообразие всего сущего в мире: множественность форм материи и их многогранность. Но «истина, – подчеркивает Ленин, – не есть начальное впечатление» . Второе, что находит наш мыслящий разум в окружающем миреего материальное единство – превращаемость одних форм материи в другие. С отражения объективного многообразия мира начинается наше чувственно-конкретноеэмпирическое познание действительности. С установления материального единства мира начинается мысленно-абстрактноерациональное понимание действительности. Диалектически эмпирическое и рациональное познание мира не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Логически они имеют относительную самостоятельность. Исторически они зачастую развиваются асинхронно и неравномерно, противопоставляются друг другу. Эмпирическоеповседневно-практическое познание мира начинается гораздо раньше, чем рациональное, но в силу своей односторонности и ограниченности во времени и пространстве не может обеспечить всесторонности и всеобщности понимания действительности. Рациональноенаучно-теоретическое познание мира начинается с аксиоматики – установления концептуальных посылокаксиом, постулатов, принципов, гипотез, законов, алгоритмов. Соответственно возникают и определяются два основных метода в философии: рационализм и эмпиризм, которые исторически развивались самостоятельно и нередко противопоставлялись друг другу, но которые в действительности должны взаимнодиалектическидополнять и проникать друг в друга.

Первой рациональной посылкой, с которой начинается философия, является аксиома материалистического монизма – признание материального единства мира. Выдвинута Фалесом Милетским. На основе этой аксиомы формируется и развивается материализм – учение о материи. Много внимания развитию материализма уделили античные натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций, а также Аристотель, английские и французские материалисты XVIIXVIII веков, Фейербах, классики марксизма-ленинизма Маркс, Энгельс, Ленин и многие другие.

Второй рациональной посылкой является аксиома диалектического противоречия – признание того, что все в мире противоречиво, двойственно в себе. Выдвинута Анаксимандром и Гераклитом. На основе этой аксиомы формируется и развивается диалектика. Большой вклад в развитие диалектики внесли: Гераклит, Платон, Аристотель, Гегель, классики марксизма-ленинизма Маркс, Энгельс, Ленин.

Материализм и диалектика, взятые в единстве, составляют онтологическую, диалектико-материалистическую аксиоматику – учение об исходных концептуально-методологических установках рационально-реалистического понимания всего сущего в мире.

Эмпирическое познание всего сущего в мире начинается с установления сходства между множеством форм материи по их строениюпостулат структурного детерминизма – исходит из признания того, что все в мире построено из одного, но построено по-разному, по-разному движется и по-разному развивается. Выдвинут Аристотелем. На основе этого формируется и развивается логика классовтаксономия – наука о структурно-генетической зависимости форм материи между собой и их естественной дифференциациидивергенции и конвергенции видов. Большой вклад в формирование и развитие таксономии внесли: Аристотель, Теофаст, Линней, Ламарк, Лаейель, Дарвин, Менделеев, Бутлеров, Федоров, Герцшпрунг, Рассел, Хаббл и другие.

 

Далее: Материализм

 

Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 152–153.

Там же.