СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

Развернутая структура

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Пролог и краткое изложение работы


СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК И МИР"

Дело сегодняшнего дня

ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, МЕТОД, СИСТЕМА

I. Предмет.

II. Генетическая структура сущего

A. Генетическая структура мира

Б. Генетическая классификация наук

III. Структура воспроизводства человеческой жизни

А. Индивидуальное воспроизводство человеческой жизни

Б. Натуральное воспроизводство человеческой жизни

В. Социальное воспроизводство человеческой жизни

IV. Метод

V. Система определений

ЧАСТЬ 1 . ЭВРИСТИКА

I. Концепция диалектико-материалистического монизма

II. Концепция гносеологического восхождения от единичного

к особенному и всеобщему

III. Концепция самодвижения всего сущего

ЧАСТЬ II. МЕТОДОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ I. АКСИОМАТИКА

ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛИЗМ

I. Принцип вечного круговорота материи

а. Диалектика простого и сложного

б. Гипотезы круговорота материи

1. Континуальные гипотезы круговорота материи

2. Квантуальные гипотезы круговорота материи

в. Диморфная гипотеза материи

3. Эмерджентные гипотезы происхождения материи

г. Законы круговорота материи

1. Закон сохранения

2. Закон отрицания отрицания

3. Закон перехода количественных изменений в качественные

4. Закон неравномерности движения и развития форм материи

II. Принцип логического материализма

1. Мировоззренческие позиции в идеологии

2. Методологические позиции в идеологии

3. Система концептуально-методологических позиций  в идеологии

III. Принцип исторического материализма

а. Материальное воспроизводство человеческой жизни

1. Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

2. Экзистенциальное воспроизводство человеческой жизни

4. Экономическое воспроизводство человеческой жизни

5. Эргономическое воспроизводство человеческой жизни

б. Интеллектуальное воспроизводство человеческой жизни.

1. Нравственные отношения между людьми

2. Психические отношения между людьми

3. Социальные отношения между людьми

4. Идеологические отношения между людьми

5. Политические отношения между людьми

в. Человек - творец истории

ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИКА

I. Типы объективных противоречий

а. Противоречия внешние и внутренние

б. Противоречия обратимые и необратимые

в. Противоречия синхронные и асинхронные

г. Противоречия антагонистические и неантагонистические

д. Противоречия основные и неосновные

е. Противоречия главные и неглавные

II. Диалектика основного и главного противоречий

III. Субъективная логика диалектического противоречия

а. Альтернативная логика "ИЛИ - ИЛИ"

б. Негативная логика "НИ - НИ"

в. Позитивная логика "И - И"

г. Субъективно- диалектическая логика интересов

д. Объективно-диалектическая логика вещей

IV. Диалектика конкретного и абстрактного

а. Принцип единства и многообразия

б. Принцип отдельного и общего

в. Закон двойного раздвоения

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМАТИКА

ГЛАВА III. ТАКСОНОМИЯ

I. Постулат структурного детерминизма

1. Принцип единичности

2. Принцип особенности

3. Принцип всеобщности

ГЛАВА IV. КОНЦЕПЦИЯ САМОДВИЖЕНИЯ ВСЕГО СУЩЕГО

II. Постулат предикативного детерминизма

1. Принцип специфики

2. Принцип координации

3. Принцип субординации

а. Тройственный закон

б. Закон двойственного деления

ЧАСТЬ III. ЛОГИКА

СИСТЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

ЧАСТЬ IV. КАТЕГОРИАЛЬНО-ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РОДОВ СУЩЕГО

Категориально - системный энциклопедизм

1.1. СИСТЕМА НАТУРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.2. СИСТЕМА АСТРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.3. СИСТЕМА МИНЕРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.4. СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

1.5. СИСТЕМА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

2. СИСТЕМА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.1. СИСТЕМА ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.2. СИСТЕМА ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.3. СИСТЕМА ХОМОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

3.4. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ


                                                                                         Е.С.Кузьмин "Система "Человек и Мир"

 

Часть 2

МЕТОДОЛОГИЯ

 

Методология – учение о методеспособах и приемах познания и освоения действительности, о применении концептуальных посылок и принциповпрограммирующих идей к воззрениям на мир, к пониманию и освоению окружающей среды, исследованию и обобщению опыта практической деятельности людей и ее теоретическому прогнозированию. Система всеобщих онтологических положений, категорий и законов познания и созидания дает основание для регулятивных установок теоретической и практической деятельности людей.

Основы учения о методе заложил Аристотель. Он обобщил опыт научного познания своего времени. Открытые Аристотелем формы и закономерности мышления получили значение норм для всякого научного исследования и построения научных систем на многие века вперед.

В философии Нового времени, в связи с развитием научного познания мира, разработка научной методологии стала центром теоретической мысли. Поискам правильного, логически обоснованного метода много внимания уделили Ф. Бэкон, Декарт и многие другие философы XVIIXVIII веков. Философия стремится к естественонаучной системности и точности, старается использовать в качестве образца построения философских систем математику и механику. Философия превращается в механистический материализм. Механистический материализм, в свою очередь, становится методологией естествознания. Кант выступает с критикой механицизма, выдвигает идею «трансцендентальной методологии» изначально присущей рассудку и обусловливающую опыт, а не приобретенную из опыта, призванную вскрыть формальные условия системы чистого разума, в пределах которой только и возможна строгая наука. Гегель разрушил кантовскую методологию, показал, что логикой развития является объективная диалектика. Однако объектом логики он считал абсолютную идею.

Процесс формирования научной методологии начинается с возрождения и развития классиками марксизма-ленинизма анаксимандр-аристотелевского диалектического материализма. Основу марксистско-ленинской последовательно научной методологии составляют диалектико-материалистическая аксиоматика и структурно-предикативная систематика – основанные на логике вещей.

В познании, говорит Аристотель, нельзя все доказывать. Надо что-то принять за исходное, очевидное, достоверное, подтвержденное тысячелетним опытом практической деятельности людей и объективной логикой вещей. Такими положениями являются аксиомы и постулаты, из которых посредством логически не противоречивых суждений выводятся все остальные положения теорий, на которых призвана основываться вся целесообразная и плодотворная деятельность людей.

«Метод, – замечает Ленин, конспектируя Гегеля, – есть не внешняя форма, но душа и понятие содержания» . И далее: «Метод философии должен быть ее собственный (не математики, против Спинозы, Вольфа и других)» . «Метод есть сознание формы внутреннего самодвижения ее содержания, – выписывает Ленин мысль Гегеля и тут же замечает, – хорошее пояснение диалектики» . Особое внимание обращает Ленин на замечание Гегеля о «троичности» диалектики, помечая его знаком «NВ» . «Троичность» – триадичность диалектики не есть по Гегелю, «покоящееся третье, а именно это единство» (противоположностей), «которое есть опосредствующее себя с самим собой движение и деятельность» . «Результат этого диалектического превращения в «третье», в синтез, – указывает Ленин, – есть новая посылка, … утверждение ее, которая снова становится источником дальнейшего анализа. Но в нее, … эту «третью» ступень, уже вошло «содержание» познания («содержание познания как такового входит в круг рассмотрения») – и метод расширяется в систему» . Диалектическое движение противоположностей по формуле: «тезис, антитезис и синтезис» Маркс считал сущностью диалектического развертывания мысли в процессе познания. «Как из диалектического движения простых категорий рождается группа, так из диалектического движения групп возникает ряд, а диалектическое движение рядов порождает всю систему в целом» . Однако построение систем категорий длительное время считалось у нас немарксистской проблемой. Методологические и концептуальные посылки и установки классиков философииАристотеля и Гегеля и классиков марксизма-ленинизмаМаркса, Энгельса и Ленинаоставались без должного внимания и теоретического развития.

 

 

Далее: Аксиоматика

 

 

 

Ленин В.И. ПСС, Т. 29. С. 218.

Там же. С. 88.

Там же.

Там же. С. 210.

Там же. С. 211.

Там же.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 131.

Там же. С. 132.